Назад

Обособленные ЧП

Урок 25. Обособление второстепенных членов. Обособление согласованных одиночных и распространённых определений. Учимся создавать высказывания
 
Сравним предложения:
 
1) Свернувшиеся и почерневшие от мороза листья шуршат под ногами в берёзовой аллее. (И. Бунин)
 
2) Листья, свернувшиеся и почерневшие от мороза, шуршат под ногами в берёзовой аллее.
 
По структуре оба предложения совпадают. Вот составы подлежащего и сказуемого с распространёнными второстепенными членами:
 
листья (какие?) свернувшиеся и почерневшие от мороза;
 
шуршат (где?) под ногами в берёзовой аллее.
 
Задание. Какие два основных однородных второстепенных члена в группе, входящей в состав подлежащего? Какой частью речи они выражены, какое зависимое слово имеют и как называется этот оборот?
 
Однако представленные предложения не совпадают по порядку слов - членов предложения, что ведёт к перераспределению логических и интонационных акцентов.
 
В первом предложении прямой порядок слов, интонация фразы нейтральная, небольшим логическим ударением выделяются подлежащее листья и обстоятельство аллее (проверьте!), никакие знаки препинания при этом не требуются.
 
Во втором предложении распространённое определение, выраженное причастным оборотом, стоит после подлежащего - определяемого слова. Это положение придаёт определению большую самостоятельность, добавочное сообщение, что в речи показывается логическим и интонационным выделением (проверьте!), а на письме - запятыми.
 
Менять своё местоположение, как мы знаем, могут любые члены предложения (по авторскому желанию, конечно), но при этом грамматическая основа всегда остаётся грамматическим центром высказывания, даже если на неё и не падает логическая нагрузка. Второстепенные члены предложения, которые при изменённом порядке слов или иных речевых условиях принимают особую логическую нагрузку, а на письме выделяются знаками препинания запятыми или тире, называются обособленными, а само смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения - обособлением.
 
Чтобы понять суть обособления определений, надо вспомнить:
 
а) какие второстепенные члены предложения относятся к определениям;

б) какие определения называются согласованными и какими частями речи могут выражаться;

   в) какой главный член предложения распространяет определение;

г) какой частью речи выражено определяемое слово и какой вид синтаксической подчинительной связи между определяемым словом и согласованным определением;

   д) а также суффиксы причастий

  (все ответы есть в разобранных уроках).

 
Важно также, что определение обычно занимает место рядом с определяемым словом - до или после него, а нейтральное положение согласованного определения при прямом порядке слов - до определяемого слова: дикая собака.
 
Обособление согласованных определений - и одиночных, и распространённых - зависит прежде всего от местоположения определения по отношению к определяемому слову-предмету, а также от части речи, которой выражено определяемое слово.
 
Обособляются одиночные согласованные определения, выраженные прилагательными и причастиями, и распространённые, выраженные прилагательными с зависимыми словами и причастными оборотами.
 
Согласованное определениеОбособляется
1. Если определение, одиночное или распространённое, стоит после определяемого слова - имени существительного (то есть при обратном порядке слов). Например:
1) Шар, красный, оставался ярким пятном на голубом небе.
 2) Марина, улыбающаяся, сидела у окна.
3) Балуев, столь сильный своей неотрывностью от жизни, был тускл и сер. (В. Вересаев)
4) Мы услышали глухой шум и увидели Терек, разливающийся по разным направлениям. (А. Пушкин)       Не обособляется
 1. Если определение стоит перед определяемым словом - именем существительным, например:
1) Красный шар оставался ярким пятном в голубом небе.
 2) Улыбающаяся Марина сидела у окна.
 3) Столь сильный своей неотрывностью от жизни Балуев был тускл и сер.
  4) Мы услышали глухой шум и увидели разливающийся по разным направлениям Терек.
2. Если распространённое определение стоит до определяемого слова - имени существительного и имеет добавочное обстоятельственное значение (причины, условное и т. д.), например:
1) Сопровождаемый офицером, комендант вошёл в дом. (А. Пушкин)         
2. Если распространённое определение стоит до определяемого слова - имени существительного и не имеет добавочного обстоятельственного значения, например:
Сопровождаемый офицером комендант вошёл в дом.
3. Если определение оторвано от определяемого слова имени существительного другими членами предложения, например:
И снова, отсечённая от танков огнём, залегла на голом склоне пехота. (М. Шолохов)        3. Если определяемое слово имя существительное без определения не выражает законченного смысла и поэтому нуждается в обязательном распространении, например:
Я боялся услышать для себя вещи довольно неприятные. - Сочетание боялся услышать вещи не имеет смысла без определения.
4. Если определяемое слово личное местоимение, то определение обособляется всегда, независимо от местоположения, например:
Убаюканный сладкими надеж-дами, он крепко спал. (А. Чехов)
 Он крепко спал, убаюканный сладкими надеждами.
 Он, убаюканный, крепко спал.
 Убаюканный, он крепко спал. 4. Если определение относится к определяемому слову -определительному местоимению, то, как правило, оно не обособляется, например:
Все пришедшие на собрание сидели тихо.
Однако при наличии логической паузы возможно обособление:
Все, пришедшие на собрание, сидели тихо.
       
Обоснование обособления (в порядке следования пунктов).
 
1. Определение, стоящее до определяемого слова (при обратном порядке слов), несёт особую логическую нагрузку добавочного сообщения, практически приближаясь по значению к ещё одному предложению (придаточному определительному) в составе основного высказывания, и всегда интонируется в речи. Особенно это характерно для распространённого определения, выраженного причастным оборотом, сравните с приведённым примером: Мы услышали глухой шум и увидели Терек, который разливался по разным направлениям.
 
Сравните изменение интонации и перенос логического ударения с определения на определяемое слово в синонимичных предложениях с прямым порядком слов без обособления во второй колонке.
 
2. Распространённое определение с обстоятельственным значением, выраженное причастным оборотом, можно заменить обстоятельством - деепричастным оборотом со словом будучи. Например, синонимичное предложение: Будучи сопровождаем офицером, комендант вошёл в дом.
 
Обстоятельственное значение в основном имеют определения, выраженные страдательными причастиями. Действительные причастия тяготеют к обстоятельственному значению, если стоят перед именами собственными, например: Раньше привлекающий внимание, Митя сейчас ничем особенным не отличался.
 
Однако только автору решать, имеет или не имеет определение обстоятельственное значение.
 
3. Определение, как мы знаем, должно находиться рядом с определяемым словом. Чтобы фраза не была построена неправильно, оторванное от определяемого слова определение нужно обособить, таким образом указав на его особую логическую нагрузку.
 
4. Пребывание определения при личном местоимении только в качестве обособленного объясняется морфологическими свойствами местоимения - указывать на предмет, не называя его. Поскольку определение должно характеризовать определяемое слово со стороны его качества или признака, а у местоимений нет ни того, ни другого, то определение и определяемое слово-местоимение синтаксически несовместимы.
 
Примечание. В предложениях с нулевой связкой между подлежащим и именной частью составного именного сказуемого к подлежащему в свою очередь может относиться обособленное согласованное определение. В таком случае на письме возникает необходимость постановки перед сказуемым одновременно двух знаков препинания - тире между подлежащим и сказуемым и запятой, закрывающей обособленное определение, например:
 
Этот забор, окружённый колючей проволокой, - самое неприятное место в городке.
 
Задание. В сочинении-рецензии есть предложение Автор-публицист использует лексические средства, свойственные художественной литературе и способствующие интересу читателя к занимаемой автором позиции. В этой фразе смысловой акцент смещён на обособленный причастный оборот, а значит, на "признаки предмета": рецензенту важно показать суть лексических средств, которые использует автор. Переставим оборот до определяемого слова: Автор-публицист использует свойственные художественной литературе и способствующие интересу читателя к занимаемой автором позиции лексические средства. Что - предмет или признаки предмета - выделены во фразе? Какой член предложения в конце фразы и потому занимает ударную позицию? Какая фраза - первая или вторая - более ясная и почему?
 
Не обособляются прилагательное в полной форме и причастие, если они входят в составное именное сказуемое. В этом случае данные части речи занимают место не рядом с определяемым словом, а после глагола-связки, обозначающего движение или состояние, и составляют с ним смысловое целое, например:
 
С вечеринки мы ушли довольные.
 
Суть сообщения - показать не процесс, а состояние субъекта, что подтверждается местоположением прилагательного после глагола, а не рядом с местоимением.
 
Сравните предложение с другим порядком слов: Довольные, мы ушли с вечеринки. Докажите, руководствуясь материалом урока, что при таком порядке слов прилагательное довольные обязательно будет обособленным определением.
 
Задание. Прочитайте предложение с обособленным определением. Составьте рядом синонимичное с необособленным определением. Обратите внимание, что при необособленном определении смысловой акцент делается на определяемом существительном (автору важен предмет), а при обособленном - на определении (важны признаки предмета).
 
Образец. Письмо, написанное мелким почерком, лежало на столе. - Написанное мелким почерком письмо лежало на столе.
 
1. Стихи молодого поэта, изданные недавно, понравились читателям. 2. Ровной гладью распростёрлось перед нами море, золотистое в лучах солнца. 3. Деревня, ещё спящая в столь ранний час, показалась за поворотом. 4. Люди, изумлённые, стали как вкопанные. 5. Большую пользу принесла старшеклассникам экскурсия, организованная учителем истории. 6. Ветер, холодный и противный, забирался прохожим под пальто.
Урок 26. Обособление распространённых приложений; в том числе при помощи союза как с оттенком причинности, слов по имени, по фамилии, по прозвищу, родом. Учимся создавать высказывания. Обособление дополнений
 
I. Вспомним, что приложением называется определение, согласуемое с определяемым словом-предметом в падеже. Выражено приложение именем существительным и может быть как одиночным: дерево (какое?) дуб; так и распространённым зависимыми словами - членами предложения: Память, этот бич несчастных, оживляет даже камни прошлого. (М. Горький)
 
Распространённые приложения, выраженные существительными с зависимыми словами, по сравнению с одиночными несут в речи гораздо большую смысловую нагрузку и на письме в связи с этим чаще обособляются.
 
Распространённое приложение обособляется с помощью:   запятых           тире факультативно    тире обязательно
 
1. Если относится к определяемому слову - нарицательному или собственному существительному - и стоит после него:
1) В палату к больному меня впустила нянечка, добродушная старушка.
2) Пушкин, великий русский писатель, стал основоположником критического реализма.
 
  2. Если относится к определяемому слову, чаще собственному существительному, стоит до него и имеет обстоятельственное значение, тяготеющее к деепричастному обороту со словом будучи:
Великий русский писатель, Пушкин стал основоположником критического реализма.
 
3. Если относится к определяемому слову - личному местоимению, независимо от местоположения:
Философ ранний, ты бежишь пиров и наслаждений жизни. (А. Пушкин)
Ты, философ ранний, бежишь пиров и наслаждений жизни.  В тех же случаях вместо запятых:
1) В палату к больному меня впустила нянечка - добродушная старушка.
2) Пушкин - великий русский писатель - стал основоположником критического реализма.
3) Великий русский писатель - Пушкин стал основоположником критического реализма.
  4) Философ ранний - ты бежишь пиров и наслаждений жизни.          1. Если приложение даёт разъяснение значению определяемого слова (в этом случае перед приложением можно вставить слова а именно), например:
Рядом помещалась каморка - хранилище каталогов. (Д. Гранин).
 
2. Если приложение носит пояснительный характер и стоит в середине предложения, оно выделяется тире с двух сторон:
Какая-то ненатуральная зелень - творение скучных беспрерывных дождей - покрывала жидкою сетью поля и нивы… (Н. Гоголь)
  Второе тире опускается, если распространённое приложение стоит до определяемого слова:
Главный персонаж пьесы - молодая женщина из провинции приехала в столицу.
 3. Если приложение необходимо отделить от других членов предложения, в свою очередь выделяемых запятыми, например однородных членов:
На улице гуляли мать с сыном - маленьким кудрявым мальчиком, а также Миша и Юра.
     
Обоснование обособления (в порядке следования пунктов).
 
1. Распространённое приложение после определяемого существительного всегда носит уточняющий характер добавочного сообщения и приближается к придаточному предложению внутри основного высказывания, сравните:
 
1) В палату к больному меня впустила нянечка, которая была добродушной старушкой.
 
2) Пушкин, который был великим русским писателем, стал основоположником критического реализма.
 
2. Стоящее до определяемого слова распространённое приложение имеет обстоятельственное значение и тяготеет к деепричастному обороту только в том случае, если этого хочет автор высказывания: в устной речи при этом на месте обособления будет логическая пауза, а в письменной - знаки препинания.
 
Сравните, исходя из интонации фразы, синонимичное предложение без обособления: Великий русский писатель Пушкин стал основоположником критического реализма.
 
3. Обособление приложений, относящихся к определяемому слову - личному местоимению, вытекает из морфологии местоимений (см. предыдущее занятие).
 
Примечание. В состав распространённого приложения может в свою очередь входить обособленное распространённое определение - прилагательное с зависимыми словами или причастный оборот. Если распространённое приложение выделяется при помощи тире, а распространённое определение внутри приложения - запятыми, то при закрытии двух оборотов встретятся два знака - запятая и тире, например:
 
Приветливая хозяйка - крупная красивая женщина, одетая в яркий ситцевый халат, - открыла дверь дома.
 
Одиночные и распространённые приложения могут присоединяться к определяемому слову с помощью союза как и слов по имени, по фамилии, по прозвищу, родом. Наибольшую сложность представляют обороты с союзом как.Обороты с союзом как обособляются     Обороты с союзом как не обособляются
1. Если имеют причинное значение (их можно заменить придаточным предложением причины с союзом потому что):
Мать, как настоящая русская женщина, привыкла справляться с трудностями.
Ср.: Мать (почему?, по какой причине?), потому что была настоящей русской женщиной, привыкла справляться с трудностями.  
 1. Если союз как характеризует определяемое слово с какой-либо одной стороны, например:
Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как к юмористу. (К. Федин)
     
2. Если оборот имеет значение "в качестве". В этом случае он зависит от глагола-сказуемого и становится не приложением, а дополнением:
Мой брат сейчас на предприятии работает (кем? как кто?) как стажёр.
 Такие обороты-дополнения можно заменить либо существительным-дополнением в творительном падеже: работает (кем?) стажёром; либо оборотом со словом в качестве: работает в качестве стажёра.
                                                           
Задание. Прочитайте два предложения и объясните пунктуацию, учитывая порядок слов:
 
1) Пушкин, как великий писатель, известен всему миру.
 
2) Пушкин известен всему миру как великий писатель.
 
Приложения, присоединяемые к определяемому слову с помощью слов по имени, по фамилии, по прозвищу, родом, обособляются факультативно в том случае, если оборотам с этими словами придаётся в речи характер добавочного сообщения-уточнения, что ведёт к их логическому и интонационному выделению.
 
Задание. Прочитайте парные предложения с обособленными и необособленными распространёнными приложениями. Что хотят подчеркнуть авторы предложений с обособлением?
 
1) Хозяин мастерской был немец, по фамилии Фёрстер. (Н. Островский)
Хозяин мастерской был немец по фамилии Фёрстер.
 
2) Собачонка, по прозвищу Черныш, спала около дома прямо на снегу.
 Собачонка по прозвищу Черныш спала около дома прямо на снегу.
 
3) Мой друг, родом с Урала, решил в каникулы поехать к себе на родину.
 Мой друг родом с Урала решил в каникулы поехать к себе на родину.
 
Задание. Прочитайте предложения. Найдите распространённые определения и определяемые слова. Затем замените распространённое определение распространённым приложением. Сопоставьте оттенки высказываний.
 
О б р а з е ц: Отец, родившийся в Перми, хорошо знает свой родной город. Отец, уроженец Перми, хорошо знает свой родной город.
 
1. Участвующие в соревнованиях спортсмены появились на стадионе. 2. Офицер, командующий батальоном, был ранен в последнем бою. 3. Работающие на заводе молодые рабочие добились высоких результатов.
 
II. Обособление дополнений.
 
Вспомните:
 
а) какой второстепенный член называется дополнением и какими частями речи может быть выражен;
 
б) к какому главному члену предложения относится дополнение и какой между ними вид синтаксической связи;
 
в) какие дополнения называются прямыми, какие косвенными
 (все ответы в предыдущих занятиях).
 
Вспомним, что при прямом порядке слов дополнение занимает положение после глагола-сказуемого: (собака) укусила мужчину.
 
Как и все второстепенные члены, дополнения бывают одиночные и распространённые.
 
Дополнения, выраженные именами существительными, могут присоединяться к главному слову (чаще всего глаголу-сказуемому) с помощью производных предлогов несмотря на, невзирая на, начиная с, исходя из, исключая, включая, благодаря, согласно, вопреки, ввиду, вследствие, по причине, по случаю, за неимением, в силу, кроме, за исключением, помимо, в связи с, вместо, наряду с и др. В этом случае дополнения, особенно распространённые, интонационно выделяются в речи, а на письме способны обособляться.
 
1. Обязательно обособляются в любом месте предложения дополнения с предлогами несмотря на, невзирая на, образовавшимися от деепричастий, поскольку тяготеют к деепричастным оборотам, например:
 
Несмотря на разницу характеров, братья крепко любили друг друга.
 
Братья, несмотря на разницу характеров, крепко любили друг друга.
 
Братья крепко любили друг друга, несмотря на разницу характеров.
 
2. Дополнения с остальными предлогами обособляются факультативно. Как правило, дополнения с этими предлогами обособляются, если находятся в середине предложения и занимают место непосредственно перед глаголом-сказуемым, то есть при обратном порядке слов. Тогда весь оборот имеет значение уточнения с особой смысловой нагрузкой, например:
 
1) Стоянка наша в бухте Камранг, вопреки ожиданиям многих, затянулась. (А. Новиков-Прибой)
 
2) Всю неделю, начиная с понедельника, светило солнце.
 
3. Дополнения, как правило, не обособляются, если стоят в начале или в конце предложения. В начале предложения они служат распространителем всего высказывания (детерминантом), а в конце занимают своё обычное место после сказуемого и лишаются особой смысловой нагрузки, например (следите за интонацией):
 
1) Начиная примерно с 1797 года старость Державина овеяна любовными помыслами и исканиями. (В. Ходасевич)
 
2) Врач поставил диагноз исходя из состояния больного.
 
Задание. Прочитайте предложение с распространённым дополнением.
 
В комнате, кроме небольшого столика с зеркалом, не стояло никакой другой мебели.
 
Ответьте на вопросы.
 
1. Какое это предложение по характеру грамматической основы?
 
2. В состав какого главного члена входит распространённое дополнение?
 
3. Какой частью речи выражено основное дополнение?
 
4. Каким предлогом оно присоединяется?
 
5. Какие зависимые слова - члены предложения входят в состав распространённого дополнения?
 
6. Прямой или обратный в предложении порядок слов?
 
4. Обороты с союзом кроме обособляются, если имеют значение исключения из общего контекста предложения (предлог кроме синонимичен предлогу за исключением). Пример - предложение из задания. (Ср.: В комнате, за исключением небольшого столика с зеркалом, не стояло никакой другой мебели. - В комнате стоял только небольшой столик с зеркалом, а никакой другой мебели не было.)
 
Те же обороты не обособляются, если имеют значение включения в общий контекст предложения (здесь предлог кроме синонимичен предлогу наряду), например:
 
Кроме небольшого столика с зеркалом в комнате стояла кровать. = Наряду с небольшим столиком с зеркалом, в комнате стояла кровать. В комнате стояли и столик с зеркалом, и кровать.
 
Поскольку обособление дополнений в основном факультативно, нужно внимательно следить за интонацией учителя при диктовке, а при выполнении упражнений учитывать порядок слов.
Урок 27. Обособление обстоятельств. Учимся создавать высказывания. Обособление сравнительных оборотов
 
I. Вспомните:
 
а) что за второстепенный член предложения обстоятельство и какой главный член предложения оно распространяет;
 
б) какими частями речи может быть выражено обстоятельство;
 
в) какая синтаксическая связь между главным словом и зависимым словом-обстоятельством, если обстоятельство выражено существительным с предлогом; деепричастием;
 
г) виды обстоятельств
 
(все ответы в предыдущих уроках).
 
Вспомним, что при прямом порядке слов положение обстоятельства, выраженного наречием и существительным с предлогом, вариативно: оно способно занимать место как до глагола-сказуемого, так и после него, а также в начале предложения: вчера началась весна, птица сидела на ветке.
 
1. Свободное местоположение обстоятельства не способствует обособлению обстоятельств, выраженных существительными с предлогами (кроме сравнительных оборотов, о чём ниже) и тем более наречиями. Поэтому обстоятельства, выраженные существительными в форме косвенных падежей и наречиями, обособляются факультативно при пояснении и смысловом выделении в речи, например:
 
В утреннем свете, за логом, густо дымились крыши деревни. (И. Бунин) - Автору важно показать место, где стояла деревня. (Что такое лог? Толковый словарь!)
 
Сравните то же предложение, но без логического акцента на обстоятельстве и без обособления: В утреннем свете за логом густо дымились крыши деревни.
 
2. Деепричастие, как мы знаем, в предложении играет роль второго (однородного) сказуемого. Поэтому обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, как правило, содержат добавочные сообщения, интонируются в речи, а на письме обособляются независимо от места, занимаемого в предложении, например:
 
1) Закаркав, отлетела ватага чёрных ворон. (А. Пушкин) = Ватага чёрных ворон закаркала и отлетела.
 
2) Ватага чёрных ворон отлетела, закаркав.
 
3) Пошумев сердито, море успокоилось. - Когда (После того как) море пошумело сердито, оно успокоилось.
 
Задание. Прочитайте предложения. Определите, в каком из них употреблён причастный, а в каком деепричастный оборот (найдите главные слова, поставьте от них вопросы к зависимым причастию или деепричастию; проанализируйте суффиксы).
 
1)    Врач, склонившись над солдатом, осматривал рану.
 
2)    Врач, склонившийся над солдатом, осматривал рану.
 
Случаи необособления обстоятельств, выраженных деепричастием или деепричастным оборотом:
 
1) если одиночное деепричастие имеет значение наречия и выступает в синтаксической роли обстоятельства образа действия. Такие деепричастия-обстоятельства обычно стоят после глагола-сказуемого, их можно заменить синонимичным наречием. Кроме того, утрату деепричастием функции сказуемого можно проверить подстановкой сочинительных союзов и, и притом, например:
 
Эту тяжёлую тележку один человек тащит шутя. = Эту тяжёлую тележку один человек тащит легко. (Нельзя сказать "человек тележку тащит и шутит".);
 
2) если одиночное деепричастие входит в группу однородных членов-обстоятельств вместе с наречием, например:
 
Ученик отвечал на вопросы откровенно и не смущаясь.
 
Но два одиночных деепричастия, выступающие в функции однородных, обособляются, например:
 
Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату. (А. Чехов);
 
3) если деепричастия с зависимыми словами составляют устойчивые фразеологические обороты, заменяемые нейтральными синонимами, сломя голову (быстро), спустя рукава (небрежно), затаив дыхание (очень внимательно, не шелохнувшись) и др., они входят в состав сказуемого:
 
И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. (А. Грибоедов)
 
Задание. Прочитайте фразеологизмы. Выясните значение незнакомых вам оборотов во фразеологическом словаре. Составьте устно по предложению с каждым выражением.
 
Не мудрствуя лукаво, не покладая рук, сложа руки, засучив рукава, не смыкая глаз, не переводя дух, положа руку на сердце, скрепя сердце, раззиня рот, очертя голову, не солоно хлебавши.
 
Не обособляются также деепричастия и деепричастные обороты, входящие в состав составного именного сказуемого при глаголах-связках движения или состояния, например:
 
Мальчик шёл прихрамывая. - Смысл данного высказывания не в том, чтобы сообщить о процессе движения мальчика, а в том, чтобы сообщить, что этот процесс происходил определённым образом. Обычно такие деепричастия занимают место после сказуемого.
 
Сравните аналогичную конструкцию с деепричастным оборотом: Мальчик стоял опустив голову.
 
Функция второго сказуемого чаще всего присуща одиночному деепричастию или деепричастному обороту, стоящему до глагола-сказуемого. Сравните интонацию логически выделяемого деепричастия и оборота в синонимичных предложениях с другим порядком слов, где основное сообщение содержится в грамматической основе с простым глагольным сказуемым:
 
Прихрамывая, шёл мальчик.
 
Опустив голову, стоял мальчик.
 
Задание. Вариант сочинения-рецензии начинается так:
 
Сразу, только начав читать эссе Ф. Искандера, вспомнил я собственные ощущения от "Капитанской дочки" А. Пушкина. И дальше было интересно наблюдать рассуждения автора и его восприятие героев этой повести.
 
И в первом, и во втором предложениях акцент сделан на повести А. Пушкина - именно эти слова занимают ударное место в конце враз. Однако указание на автора эссе даётся сразу в первом предложении, и делается это с помощью деепричастного оборота. Проанализируйте смысловое наполнение в синонимичном предложении с изменённым порядком слов: Я вспомнил собственные ощущения от "Капитанской дочки" А. Пушкина сразу, только начав читать эссе Ф. Искандера. Как вы построите следующую фразу?
 
II. Сравнительные обороты.
 
Сравнительные обороты - это одно слово или выражение, содержащие в себе сравнение и начинающиеся синонимичными подчинительными сравнительными союзами как, словно, точно, будто, как будто, что, чем, нежели и др.
 
Сравнение - это сопоставление двух понятий или явлений и нахождение у них сходного. Таким образом, для признания оборота сравнительным необходимо найти эти сопоставляемые понятия или явления и выявить у них признак, по которому они сравниваются (такой признак называется основанием для сравнения). Рассмотрим два примера.
 
1) Лицо у Маши было круглое, точно яблочко. - Здесь есть основание для сравнения - сравнивается форма предметов: лица и яблочка, и точно яблочко сравнительный оборот. Таким образом, при сравнении существительное-предмет наделяется признаком, который в нашем сознании переводит понятие в образ. Это и делает сравнение видом полисемии.
 
2) Вместо бороды у отца Захарии точно приклеен кусочек губочки. (М. Лермонтов) - Здесь нет основания для сравнения - борода не сравнивается с губочкой, но вместо бороды точно кусочек губочки.
 
Сравнительные обороты интонируются в речи, а на письме обособляются - выделяются запятыми.
 
1. Мы знаем, что признаки предмета обозначают прежде всего прилагательные и причастия, которые либо входят в составное именное сказуемое (как в примере 1), либо выступают определениями, например:
 
С утра ползли серые, как дым, облака. (А. Н. Толстой) - Здесь сравниваются облака с дымом по признаку цвета - серые. Грамматически сравнение оформляется с помощью прилагательного-определения серые и сравнительного оборота как дым, тоже определения, уточняющего признак: облака (какие?) серые (а именно какие?) как дым.
 
При сравнительном обороте-определении определяемое слово-предмет может быть любым членом предложения.
 
Задание. К какому члену предложения относится сравнительный оборот? Подо льдом, матовым, словно запотевшее стекло, плавали рыбы.
 
2. Сравнительный оборот может выступать обстоятельством, тогда он зависит от сказуемого, а признак при этом получает предмет-подлежащее, например:
 
На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звёздочка. (И. Гончаров) - Здесь звёздочка сравнивается с глазом, а грамматически сравнение оформляется посредством сказуемого и зависимого от него обстоятельства: звёздочка сверкнула (как?, каким образом?) как живой глаз.
 
Задание. Найдите в приведённом выше предложении обстоятельство, которое уточняет сравнительный оборот и тоже зависит от сказуемого. К какому виду обстоятельств оно относится? Какая это часть речи?
 
3. Посредством сравнительных оборотов в предложении могут не только создаваться образы, но и уподобляться предметы или явления, например:
 
Множество людей, как в праздник, вышло на улицу. - Здесь сравнительный оборот-обстоятельство, зависимый от сказуемого, по смыслу распространяет всё предложение: выход множества людей на улицу подобен празднику.
 
Сравнительные обороты-уподобления всегда обстоятельства образа действия.
 
4. Не всегда бывает просто определить сравнительный оборот. Наибольшую сложность с точки зрения пунктуации представляют обороты с союзами как, чем.  Обороты обособляются                     Обороты не обособляются
1. Если есть основание для сравнения, сравнительный оборот выступает определением, уточняющим основное определение, или обстоятельством, зависящим от сказуемого:
1) С утра ползли серые, как дым, облака. (А. Толстой)
2) На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звёздочка. (И. Гончаров)
3)Множество людей, как в праздник, вышло на улицу.           1. Если обстоятельство, зависимое от сказуемого и содержащее сравнение, состоит только из одного слова с союзом как и его можно заменить дополнением в творительном падеже. Чаще всего оно, согласно месту дополнения при прямом порядке слов, стоит после сказуемого, например:
Волосы у девочки вьются как колечки. Ср.: Волосы у девочки вьются колечками.
2. Если в основной части предложения имеется указательное слово так, такой, тот, столь, на которое падает логическое ударение, например:
1) Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринуждённо, как на Невском проспекте. (Н. Гоголь)
2) У брата были те же черты лица, что и у сестры.    2. Если в предложении отсутствует глагол-сказуемое и сравнительный оборот в этом случае сам выступает в роли именной части составного именного сказуемого при нулевой связке, например:
Пруд как блестящая сталь. (А. Фет)
 
3. Если оборот начинается сочетанием как и - в этом случае он близок к присоединительной конструкции, например:
В глазах Маши, как и во всём лице, наблюдалось что-то необычное.           3. Если сравнительный оборот, чаще всего одно слово со сравнительным союзом, входит в составное именное сказуемое с глаголами-связками движения или состояния - без сравнения сказуемое не имеет законченного смысла, например:
Как ребёнок душою я стал. (И. Тургенев)
4. Если обороты со сравнительной степенью наречий и союзом чем: (не) больше чем; (не) меньше чем; (не) раньше чем; (не) позже чем содержат сравнение предметов или явлений, тогда перед сравнительным союзом ставится запятая, например:
Эта посылка весит не больше, чем предыдущая. - Есть сравнение этой посылки и предыдущей посылки. 4. Если в предложении нет сравнения предметов или явлений, запятая перед союзом чем не ставится, например:
Посылка весит не больше чем пять килограммов. - По смыслу нельзя сравнить посылку и килограммы. Оборот можно заменить синонимичным сочетанием сравнительной степени наречия с числительным и существительным: весит не больше пяти килограммов.
            5. Если оборот имеет характер фразеологического сочетания и входит в сказуемое:
белый как снег (очень белый),
 бояться как огня (очень бояться),
 бежал как сумасшедший (быстро бежал) и т. д.
 Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу. (А. Чехов)
     
 Примечание. К сравнению близки обороты с несогласованными определениями с предлогом вроде и обстоятельствами, начинающимися со слов не иначе как. Такие конструкции не обособляются, например:
 
1) Над головой раздались раскаты вроде грома.
 
2) Я думаю о своём соседе не иначе как о замечательном человеке.
 
Задания. 1. Укажите предложение, где должна стоять запятая.
 
 1)    У Плюшкина крестьяне мрут как мухи.
 
2)    Мы знаем Крылова как талантливого баснописца.
 
3)    Надо мной как гигантский шатёр расстилалось голубое небо.
 
4)    Старик схоронил сына и остался один как перст.
 
2. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
 
1)    Я был, как в тумане.
 
2)    Город, как пёстрый план, лежал далеко под нами.
 
3)    Ваське, как самому старшему, рано пришлось идти в услужение.
 
4)    Поражённый какой-то мыслью, он остановился как вкопанный.

 

Назад

 

 

 

На главную