Назад

Однородные ЧП

Урок 28. Однородные члены предложения. Однородные члены, соединённые только интонацией. Однородные и неоднородные определения
 
Однородными называются члены предложения, которые соединены между собой сочинительной связью и обладают следующими признаками:
 
1) часто выступают одинаковыми частями речи, употреблёнными в одинаковой грамматической форме;
 
2) связаны между собой сочинительной связью, поэтому равноправны и не зависят друг от друга в отличие от компонентов словосочетания;
 
3) если это второстепенные члены, то они распространяют один член предложения и одинаково определяют его лексически;
 
4) в речи часто связаны между собой особой перечислительной интонацией.
 
Задание. Прочитайте два предложения и определите в них: а) грамматическую основу; б) руководствуясь признаками однородности, какие члены предложения однородны.
 
1) Нужно было продавать мебель, лошадей, дачу. (А. Чехов)
 
2) Земля, воздух, месяц, звёзды скованы вместе, склёпаны морозом. (А. Пушкин)
 
Перечисленные признаки однородности и выполненное задание показывают, что:
 
а) каждый из однородных членов и все вместе выступают одинаковыми членами предложения: в первом примере дополнениями, во втором - подлежащими и сказуемыми;
 
б) однородными могут быть любые члены предложения - и главные, и второстепенные.
 
I. Однородные члены, связанные только интонацией. Члены предложения, не являющиеся однородными
 
При однородных членах, связанных интонацией, на письме используются знаки препинания запятые, точка с запятой и тире.
 
1. Запятая - наиболее распространённый знак препинания, отделяющий друг от друга однородные члены, связанные интонацией перечисления (между ними можно вставить соединительный союз и), например:
 
У набережной теснятся пароходы, шхуны, баржи. (А. Серафимович)
 
Предложения с однородными членами могут быть осложнены обособленными второстепенными членами. При постановке знаков препинания следите за интонацией высказывания, а затем анализируйте структуру предложения, например:
 
Книги - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старика юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. (А. Герцен)
 
Задание. Объясните все знаки препинания в этом предложении. Какие члены предложения однородны?
 
2. Точкой с запятой разделяются распространённые однородные члены, связанные интонацией перечисления, особенно если внутри них есть запятые. Как правило, это происходит в том случае, если в речи высказывание делится на чёткие части-картинки, например:
 
Вдоль оврага по одной стороне опрятные амбарчики, клетушки с плотно закрытыми дверями; по другой стороне пять-шесть сосновых изб с тесовыми крышами. (И. Тургенев)
 
Задание. Докажите, что это неполное предложение. Какой член предложения отсутствует?
 
3. Тире ставится, если однородные члены связаны противительными отношениями, то есть противопоставляются друг другу, и между ними можно вставить союзы а или но. В речи на месте противительного союза делается интонационная пауза, например:
 
Не рыбачий парус малый - корабли мне снятся. (Н. Некрасов)
 
Сравните синонимичное предложение с союзом: Не рыбачий парус, а (но) корабли мне снятся.
 
Задание. Вспомните о фигуре речи бессоюзии. В чём её суть?
 
4. Есть слова и выражения, которые не являются однородными членами, используются в основном в разговорном, художественном и художественно-публицистическом функциональном стилях и придают речи образность. Такие слова и выражения могут вообще употребляться без знаков препинания, отделяться запятой и дефисом.
 
Никакими знаками препинания не отделяются:
 
1) два глагола, входящие в осложнённое простое глагольное сказуемое. Сказуемое в этом случае представляют собой единое смысловое целое, например:
 
Пойду коня овсом накормлю;
 
2) входящие в осложнённое сказуемое повторяющиеся одинаковые формы слов, соединённые частицами не, так (верь не верь, хочешь не хочешь, писать так писать, надо так надо), например:
 
Хочешь не хочешь, а придётся пойти на уступку.
 
Запятая ставится между повторяющимися словами, употребляемыми с целью подчеркнуть множество предметов, длительность действия и т. д. Эти слова выступают как один член предложения, например:
 
Белые пахучие цветы ромашки бегут под его ногами назад, назад. (А. Куприн)
 
Дефис ставится:
 
1) между повторяющимися словами, если повторение имеет целью усилить действие или признак; при этом они произносятся с единой интонацией, отличной от интонации перечисления, например:
 
По синему-синему небу плывут облака. (А. Н. Толстой);
 
2) между парными сочетаниями-синонимами (узнать правду-истину), сочетаниями-антонимами (условия купли-продажи), сочетаниями ассоциативного характера (собирать грибы-ягоды), которые представляют собой единое понятие, например:
 
Мы позвали соседа с другой стороны и не раз сходили, того-сего отведали, но всё натрезво. (Н. Лесков)
 
II. Однородные и неоднородные одиночные согласованные определения
 
Прежде чем приступить к изучению параграфа, вспомните:
 
а) какие прилагательные относятся к качественным, какие к относительным;
 
б) какие определения называются согласованными;
 
в) причины обособления согласованных определений.
 
При соседстве одиночных согласованных определений, выраженных прилагательными и причастиями, немалую трудность вызывает установление их однородности и неоднородности, поскольку между однородными определениями ставится запятая, а между неоднородными - не ставится.Определения однородны (ставится запятая)            Определения неоднородны (не ставится запятая)
 
1. При обратном порядке слов, когда согласованные определения стоят после определяемого слова, например (следите за интонацией):
 
Алёша подал ему зеркальце, маленькое, складное, кругленькое.
 
 2. При прямом порядке слов, когда согласованные определения стоят до определяемого слова, если выраженные ими прилагательные или причастия объединяются по каким-то общим признакам (по внешнему виду, сходству производимого впечатления, причинной связью и т. д.). Тогда:
 
1) каждое определение непосредственно относится к определяемому существительному;
 
  2) между определениями есть синонимические отношения, возникает интонация перечисления, когда допускается постановка союза и.
 
  Например: Большой, толстый, откормленный боров рыл носом землю у самого дома.
 
  Боров и большой, и толстый, и откормленный; все определения характеризуют определяемое существительное как "внешний вид предмета".
 
 3. При прямом порядке слов, если это определение-эпитет :
 
Мрачная, бесприютная ночь застала путников в лесу.
 
  4. При прямом порядке слов, если первое определение прилагательное, а второе - причастный оборот:
 
Было как-то грустно в этом старом, уже тронутом осенью саду.      При прямом порядке слов, если выраженные ими прилагательные или причастия характеризуют предмет с разных сторон, то есть представляют признаки, относящиеся к разным понятиям. Тогда:
 
  1) предшествующее определение относится к сочетанию последующего определения с определяемым существительным;
 
2) между определениями нет синонимических отношений, не возникает интонации перечисления и нельзя вставить союз и.
 
  Например: Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце, стоявшее на комоде. (Ф. Достоевский)
 
 Три определения, относящиеся к дополнению зеркальце, неоднородны: а) прилагательные, выраженные ими, характеризуют предмет с разных сторон: маленькое указывает на размер предмета, складное - на свойство, что с этим предметом можно делать, кругленькое - на внешний вид; б) каждое предыдущее определение относится к сочетанию последующее определение (определения) + существительное: маленькое складное кругленькое зеркальце (складное кругленькое зеркальце могло быть большим), складное кругленькое зеркальце (кругленькое зеркальце могло быть не складным).
     
 Задание. Однородные определения-эпитеты служат образованию стилистической фигуры градации. В чём стилистическое значение градации?
 
Из примеров в таблице видно, что однородные определения чаще всего выражаются качественными прилагательными. Неоднородные определения обычно выражаются сочетанием качественного и относительного прилагательных, поскольку обозначают разные признаки.
 
Запятая между определениями, выраженными прилагательными разных разрядов, ставится в том случае, если есть близость лексических значений, и относится к факультативным знакам препинания, например:
 
Кончалась летняя, тёплая ночь. (И. Соколов-Микитов) - Здесь, по авторскому мнению, понятие тёплая выступает составной частью понятия летняя.
 
Задание. Прочитайте предложения, в которых определения стоят после определяемого слова и поэтому однородны. Переделайте каждое предложение так, чтобы определения стояли до определяемого слова. Проанализируйте фразовую интонацию в том и другом случае и оцените стилистическое значение порядка слов.
 
1. Катя быстро сняла с руки перчатку, красивую, бархатную. 2. Женщины бросились к солдату, раненому, шедшему впереди. 3. Через несколько шагов дерево, большое, похожее на огромного великана, преградило нам путь. 4. У самой дороги стоял дуб, корявый, старый, приземистый. 5. Мальчишки, незагорелые, только что приехавшие на каникулы, ловили с лодки рыбу.
Урок 29. Однородные члены, соединенные одиночными сочинительными союзами; повторяющимися сочинительными союзами; двойными сочинительными союзами. Учимся создавать высказывания
 
I. При однородных членах с одиночными сочинительными союзами ставятся разделительные знаки препинания запятые и тире.
 
1. Запятая ставится:
 
1) перед соединительными союзами а также, а то и, выражающими законченность перечисления, например (обратите внимание на ритмическую интонационную паузу, показанную косой чертой):
 
Николай ,/ а также его брат / хотели бы поступить на экономический факультет.
 
Мы делаем ритмическую паузу после подлежащего Николай и однородного подлежащего брат. Однако если предложение после однородного члена не заканчивается, даже при наличии паузы запятая, исходя из структуры предложения, не нужна;
 
2) перед противительными союзами а, но, да (в значении но), хотя, однако, как, выражающими отношения противопоставления.
 
Союзы а, но, да, хотя синонимичны, но имеют свои оттенки значения, например (поставьте на место выделенного союза союзы-синонимы):
 
Саша собирался на прогулку, да не пошел.
 
Противительный союз однако равен по значению союзу но, когда он выступает как средство связи однородных членов или стоит в начале простого предложения в составе сложного, например (подставляйте вместо однако союз но):
 
1) Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились. (М. Лермонтов)
 
2) Мой друг пришел неожиданно, однако я был рад его приходу.
 
Если же слово однако стоит в середине предложения или в конце, то вместо него нельзя поставить союз но, оно является вводным и выделяется запятыми, например:
 
Какой, однако, хороший человек Иван Петрович.
 
Вспомним, что союзу а равен по значению противительный союз как в выражениях не кто иной, как и не что иное, как, например:
 
Спереди Рейнский водопад не что иное, как невысокий водяной уступ. (В. Жуковский) Ср.: Спереди Рейнский водопад не что иное, а невысокий водяной уступ.
 
2. Запятая не ставится:
 
1) перед одиночными соединительными союзами и, да (в значении и), например:
 
Целый мир отшумел за спиной и остался лишь в памяти да на исписанных бледным карандашом листках. (К. Паустовский);
 
2) перед одиночными разделительными союзами или, либо, выражающими строгое разделение понятий или явлений, например:
 
Сведения об успехе или неудаче быстро разносились. (Д. Фурманов)
 
  Примечания. 1. Если союз и имеет противительное значение при резком противопоставлении (его можно заменить союзом а или но), то перед ним ставится интонационное тире как авторский знак препинания, например:
 
Хотел объехать целый свет - и не объехал сотой доли. (А. Грибоедов)
 
Прочтите это же предложение со спокойной интонацией - тире на письме будет излишним.
 
2. Перед присоединительным союзом и, выражающим присоединительные отношения, ставится запятая, например: Я уеду из этого города, и очень скоро.
 
3. Перед союзом или в значении то есть, употребляемым в пояснительных конструкциях, когда речь идет об одном и том же понятии, ставится запятая, например: На берегу лежал новорожденный тюлененок, или белек. = На берегу лежал новорожденный тюлененок, то есть белек;
 
Теперь рассмотрим примеры, где в предложениях вместе с однородными членами употреблены еще и обособленные члены (ритмические паузы показаны косой чертой).
 
1) Через пять минут на Ипполите Матвеевиче красовался лунный жилет,/ усыпанный мелкой звездой,/ и переливчатый люстриновый пиджачок. (И. Ильф и Е. Петров) - Здесь союз и соединяет два однородных подлежащих. После первого подлежащего начинается обособленное определение - причастный оборот, который перед союзом и необходимо закрыть, отсюда наличие запятой.
 
2) Я загорел, как арап,/ и одичал. (С. Аксаков) - Здесь союз и соединяет два однородных сказуемых. К первому сказуемому относится сравнительный оборот-обстоятельство, который закрывается перед союзом.
 
3) Дедушка собирался было пройти мимо,/ но, заглянув в ворота,/ остановился в недоумении. (А. Куприн) - Здесь два однородных сказуемых соединены противительным союзом но, перед которым ставится запятая. После союза начинается распространенное обстоятельство - деепричастный оборот, который относится ко второму сказуемому (остановился каким образом? заглянув в ворота), поэтому запятая ставится и после союза, хотя интонационной паузы нет. На то, что деепричастный оборот относится ко второму глаголу-сказуемому, указывает тот факт, что оборот можно оторвать от союза и поставить после этого глагола-сказуемого, не нарушая структуры предложения (собирался было пройти, но остановился, заглянув в ворота).
 
Задание. Прочитайте предложения, где проставлены знаки препинания. Проанализируйте в соответствии с пунктуацией смысл, форму сказуемого и интонацию высказываний. В каждом случае объясните пунктуацию.
 
1.    Во дворе на скамейке сидели старый дед, Андрей и я.

  2.    Во дворе на скамейке сидели старый дед Андрей и я.

   3.    Во дворе на скамейке сидели старый дед, Андрей, и я.

   4.    Во дворе на скамейке сидели я и Андрей - старый дед.

   5.    Старый дед Андрей и я - во дворе на скамейке.

   6.    Я, как и старый дед Андрей, сидел во дворе на скамейке.

   7.    Я и Андрей, старый дед, сидели во дворе на скамейке.

 
II. Однородные члены, соединенные повторяющимися сочинительными союзами
 
Повторяющиеся сочинительные союзы употребляются, если связанные ими однородные члены обозначают слова, понятия которых соединяются или разделяются.
 
1. Ставится запятая между однородными членами, соединенными повторяющимися союзами:
 
соединительными и,.. и; да,.. да; ни,.. ни;

   разделительными или,.. или; либо,.. либо; то,.. то.

 
При этом запятая ставится в том месте, где в речи присутствует интонационная пауза, например:
 
1) Маша собирала и марки, / и открытки, / и значки. - Ряд однородных дополнений открывает союз и, однако паузы в речи и запятые на письме перед вторым и третьим союзами.
 
2) Маша собирала марки, / и открытки, / и значки. - Ряд однородных членов начинается непосредственно с дополнения; паузы в речи и запятые на письме перед первым и вторым союзами и.
 
3) Маша не собирала ни марки,/ ни открытки. - Пауза в речи и запятая перед вторым союзом между однородными дополнениями.
 
4) Маша собирала марки и (да) открытки,/ значки и (да) наклейки. - Однородные дополнения соединены попарно. Пауза в речи и запятая на письме между парами.
 
5) Маша собирала то {красивые марки и открытки},/ то {оригинальные значки и наклейки}. - Здесь повторяющимися союзами то… то соединены пары распространенных однородных дополнений в фигурных скобках, между которыми в речи и делается пауза; союзы и между самими дополнениями одиночные, поэтому перед ними запятая не нужна.
 
  По-прежнему необходимо внимательно следить, какие члены предложения соединены союзами. Рассмотрим пример:
 
Я слез в канаву / и, согнав впившегося в середину цветка /и сладко и вяло заснувшего там мохнатого шмеля, / принялся срывать цветок. (Л. Толстой)
 
На основании признаков однородности в этом предложении выделяются три пары однородных членов: 1) однородные сказуемые, соединенные одиночным союзом и-1 (слез и принялся срывать); 2) однородные определения, соединенные одиночным союзом и-2 (шмеля впившегося и заснувшего); 3) однородные обстоятельства, соединенные одиночным союзом и-3 (заснувшего сладко и вяло).(Какими частями речи выражены однородные определения и обстоятельства?)
 
Кроме того, однородные определения и обстоятельства находятся внутри обособленного распространенного обстоятельства - деепричастного оборота. (Где начинается и закрывается оборот?) Ответив на поставленные в скобках вопросы, объясните постановку запятых.
 
Задание. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами, образуют фигуру речи многосоюзие. Прочитайте поэтическое предложение М. Лермонтова из стихотворения "Баллада". Проследите, как многосоюзие способствует замедлению речи и подчеркивает отдельные слова, усиливая их выразительность:
 
И волны теснятся, и мчатся назад,
И снова приходят, и о берег бьют…
 
 2. Запятая не ставится:
 
 1) при двух однородных членах, соединяющихся повторяющимися союзами, если эти однородные члены образуют тесное смысловое единство. В этом случае интонация перечисления отсутствует, например:
 
В воспитании сына принимали участие и отец и мать (оба);
 
 2) внутри цельных фразеологических оборотов, соединенных повторяющимися союзами и или ни:
 
и стар и млад,

   и так и этак,

  ни больше ни меньше,

   ни брат ни сват,

ни то ни се,

  ни рыба ни мясо и т. д.

 
 Обратите внимание, что внутри данных сочетаний не ставится запятая.
 
III. Однородные члены, соединенные двойными сочинительными союзами
 
 Однородные члены, соединенные двойными сопоставительными союзами, сопоставляются по каким-либо признакам или качествам.
 
Запятая ставится перед второй частью двойных союзов
 
как,.. так и;

 так,.. как;

 не так,.. как;

 не только,.. но и;

 насколько,.. настолько;

 не то чтобы,.. а;

 если не,.. то;

 хотя и,.. но, например:

 
На большей части их лиц выражалась если не боязнь, то беспокойство. (Л. Толстой)
 
 Иногда при большой распространенности предложения после второго однородного члена есть ритмическая пауза, но это не повод для постановки в этом месте запятой, например:
 
Я имею поручение как от судьи,/ так равно и от всех наших знакомых/ примирить вас с приятелем вашим. (Н. Гоголь)
 
 В этом случае как авторский знак препинания возможно тире:
 
Я имею поручение как от судьи, так равно и от всех наших знакомых - примирить вас с приятелем вашим.
 
Задание. Каким членом предложения выступает неопределенная форма в анализируемом предложении? Почему в этом случае возможно тире?
Урок 30. Обобщающие слова при однородных членах. Ошибки в употреблении однородных членов
 
I. При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова. Чтобы правильно определить однородные члены и обобщающие слова в структуре предложения, необходимо опираться на следующие признаки:
 
а) обобщающее слово обозначает более общее понятие по отношению к однородным членам;
 
б) оно выступает тем же членом предложения, что и однородные члены. Например: Фонарь освещал только землю: корни деревьев, траву, темные лужи (К. Паустовский). - Здесь зависимое от сказуемого дополнение землю обозначает более общее понятие и выступает обобщающим словом для ряда дополнений: освещал (что?) землю (а именно что?): корни, траву, лужи.
 
В речи однородные члены при обобщающих словах всегда связаны интонацией перечисления (перечитайте пример). Обобщающее слово может быть до или после однородных членов - в речи перед ним или после него всегда есть интонационная пауза (перечитайте пример).
 
В зависимости от того, до однородных членов или после них стоит обобщающее слово, в предложении ставятся знаки препинания двоеточие или тире.
 
1. Двоеточие ставится, если обобщающее слово стоит перед однородными членами. Двоеточие - знак, показывающий, что далее раскрывается содержание понятия, когда после обобщающего слова можно вставить слова а именно. Пример - наше разобранное предложение.
 
После обобщающего слова могут стоять синонимичные указательные слова как то, а именно, то есть, например, на которые падает логическое ударение. Перед этими словами необходимо поставить запятую, а уже после них двоеточие, например:
 
Фонарь освещал только землю, а именно (как то, то есть, например): корни, траву, лужи.
 
ВАЖНО! Двоеточие показывает, что однородные члены, связанные интонацией перечисления, следуют именно после обобщающего слова - без обобщающего слова двоеточие по структуре предложения не нужно.
 
Задание. Прочитайте предложения. Опираясь на структуру, объясните отсутствие двоеточия в первом предложении и его наличие во втором.
 
1) На дачу приехали мать, отец и два сына.
 
2) На дачу приехали все члены семьи: мать, отец и два сына.
 
Однако великим писателям позволены авторские знаки препинания. Вот цитата из "Господ Головлевых" М. Салтыкова-Щедрина:
 
Утром он [Степан] просыпался со светом, и вместе с ним просыпались: тоска, отвращение, ненависть.
 
И как подчеркивает весь ужас Степанова положения это двоеточие!
 
Примечание. Обобщающее слово и однородные члены могут входить в конструкцию, включающую указательное слово такой (в любом падеже) и союз как, например:
 
Я хочу совершенствоваться в искусствах, таких как живопись и архитектура.
 
Применяя такие конструкции, нужно помнить, что:
 
а) однородные члены употребляются в именительном падеже независимо от падежа обобщающего и указательного слова (перечитайте пример). Неправильно употреблять Я хочу совершенствоваться в искусствах, таких как живописи и архитектуре;
 
б) указательное слово и союз могут выступать как единое сочетание и тогда не разделяться запятой (как в нашем примере), но могут и расчленяться. При расчленении указательное слово отходит к первой части предложения с обобщающим словом, где на него падает логическое ударение, и между указательным словом и союзом ставится запятая, например (следите за интонацией):
 
Я хочу совершенствоваться в искусствах таких, как живопись и архитектура. = Я хочу совершенствоваться в таких искусствах, как живопись и архитектура.
 
2. Тире ставится, если обобщающее слово стоит после однородных членов. Тире - знак итога, определенного вывода, оно показывает, что обобщающее слово завершает и исчерпывает перечисление, например:
 
Надежду и ловца - все море поглотило. (И. Крылов)
 
Задание. Прочитайте предложения. Опираясь на их структуру, объясните отсутствие знаков препинания в первом предложении и наличие тире во втором.
 
1) Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода.
 
2) Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки - ничто не помешало прокладке газопровода.
 
3. Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают предложение, то перед ними ставится двоеточие, а после них - тире, например:
 
Только нам троим: отцу, мне и Евсеичу - было не грустно и не скучно смотреть на серое небо. (С. Аксаков)
 
В такой конструкции однородные члены выступают как уточняющие элементы, выделяемые в речи перечислительной интонацией.
 
Проверкой пунктограмм в предложении, где знаки препинания не проставлены, может служить изъятие из структуры однородных членов: Только нам троим было не грустно и не скучно смотреть на небо.
 
В последнее время в подобных конструкциях как факультативный знак препинания употребляются два тире, с обеих сторон выделяющие однородные члены при перечислении. Например, допустимо такое оформление предложения:
 
Только нам троим - отцу, мне и Евсеичу - было не грустно смотреть на серое небо.
 
Однако советуем вам придерживаться традиционной пунктуации.
 
Помните также, что все запятые, показывающие обособление, перед тире сохраняются, например (объясните пунктуацию):
 
Все деревенское: запах свежеиспеченного хлеба, парное молоко, земля, как будто отдыхающая после зимы, - вдруг нахлынуло и затопило меня.
 
II. Ошибки в употреблении однородных членов
 
Задание. Прочитайте предложения. Исправьте ошибки в употреблении однородных членов. При затруднении обращайтесь в раздел для справок.
 
1. Я люблю плавание и стрелять из лука. 2. Наша страна на деле отстаивает и свои национальные интересы, и эффективно выполняет миротворческие обязательства. 3. Оля забавляла и смеялась вместе с ребенком. 4. Эта книга воспитывает в подростках любовь к родине, мечту о будущем. 5. Недавно я побывал на Урале и Средней Азии. 6. Миша делает не только хорошо уроки, но и с удовольствием рисует. 7. Я люблю цветы и чтобы ты приходил ко мне почаще. 8. Городской парк - место отдыха жителей, рабочих и молодёжи Пскова.
 
Для справок (в порядке следования предложений)
 
1. Надо: Я люблю плавание и стрельбу из лука. Однородные члены должны быть выражены либо одинаковыми, либо близкими (прилагательным и причастием, деепричастием и наречием) или синонимичными (хорошо и с удовольствием) частями речи.
 
2. Надо: Наша страна и на деле отстаивает свои национальные интересы, и эффективно выполняет миротворческие обязательства. Или: …на деле отстаивает и свои интернациональные интересы, а также выполняет и свои миротворческие обязательства. Нужно следить, чтобы повторяющиеся союзы соединяли именно однородные члены - слова одинаковых частей речи и грамматических форм.
 
3. Надо: Оля забавляла ребенка и смеялась вместе с ним. При однородных сказуемых одно из них не может управлять зависимым компонентом, логически не связанным с другим сказуемым: нельзя сказать "забавляла вместе с ребенком".
 
4. Надо: …рождает мечту. Нельзя нарушать логическую сочетаемость однородных членов с главным словом: нельзя сказать "воспитывает мечту".
 
5. Надо: …побывал на Урале и в Средней Азии. При существительных - однородных членах нужно правильно употреблять предлоги.
 
6. Надо: Миша не только хорошо делает уроки, но и с удовольствием рисует. При употреблении двойных союзов нужно следить, какие однородные члены они соединяют, иначе нарушится логика высказывания.
 
7. Надо: Я люблю цветы и твои частые посещения. Нельзя, чтобы с первым однородным членом употреблялось как второй однородный член придаточное предложение.
 
8. Надо: Городской парк - место отдыха жителей Пскова. В состав однородных членов не должны входить родовые (более общие) и видовые (более частные) понятия: молодёжь и рабочие тоже жители города.
 
Иногда авторы художественных произведений сознательно идут на нарушение норм сочетаемости однородных членов, вводя элемент разговорной речи в книжную. Прочитайте подобные примеры.
 
1) Наряду с множеством недостатков у Варвары было два существенных достижения: большая белая грудь и служба. (И. Ильф и Е. Петров. "Золотой теленок".)
 
2) На мгновение чуть не забыли Настасью Филипповну и что все-таки она хозяйка своего дома. (Ф. М. Достоевский. "Идиот".)
 
Задания. 1. Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное).
 
1) Я читал роман "Анну Каренину".
 
2) Дети любили и заботились о своих четвероногих друзьях.
 
3) Я знаком с группой ребят, болеющими за "Динамо".
 
4) Этот фильм прошел с успехом как в столичных, так и в провинциальных кинотеатрах.
 
2. Укажите предложение без грамматической ошибки.
 
1) Ряд статей о загадках океана напечатаны в журнале "Природа".

 2) Приехав в столицу, первой моей задачей было найти работу.

 3) Песня посвящается памяти бойцов народного ополчения, защитивших город.

4) Сразу же по приезду в столицу спортсмен встретился с журналистами.

5) У меня есть друг, любящий читать и хорошо пишет сочинения.

 
Ответ: 3.

 

Назад

 

 

 

На главную