Назад

Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью

Урок 32. Сложносочиненное предложение. Сочинительные союзы и логическое соотношение частей в сложносочинённом предложении. Пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Лексико-грамматические условия для отсутствия запятой в сложносочиненном предложении
 
Сложносочиненное предложение, как следует из названия, это такое предложение, части которого - грамматические основы - лексически и грамматически равноправны, соединены сочинительной связью с использованием сочинительных союзов. Мы говорили о сочинительной связи, когда исследовали морфологию и правописание союзов и однородные члены в простом предложении.
 
I. Сочинительные союзы и логическое соотношение частей в сложносочиненном предложении. Пунктуационный разбор сложносочиненного предложения
 
В зависимости от характера союза и лексического наполнения частей - грамматических основ - сложносочиненные предложения передают разные смысловые отношения.
 
Задание. Прочитайте предложения. Найдите во всех предложениях грамматические основы. Обратите внимание на интонационные паузы в месте соединения частей - простых предложений - союзами. Исходя из характера союзов - соединительные, разделительные, противительные, сопоставительные, пояснительные, присоединительные - по порядку проанализируйте логическое соотношение частей в сложных предложениях.
 
1)    В саду было прохладно, и темные покойные тени лежали на земле. (А. Чехов)
 
2)    Ни о чём не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания. (А. Серафимович)
 
3)    В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы. (Ф. Искандер)
 
4)    Язык должен быть не только понятный или простонародный, но язык должен быть хороший. (Л. Толстой)
 
5)    Идём на фордевинд, то есть ветер дует с кормы. (И. Гончаров)
 
6)    Работа репортёра его не увлекает, да и характер у него неподходящий. (М. Кольцов)
 
Обратите внимание при прочтении примеров 1 и 2, что первые грамматические основы этих предложений односоставные.
 
Умение видеть односоставные предложения в составе сложных - ключ к пунктуационной грамотности.
 
Согласно основному пунктуационному правилу все основы в составе сложносочиненного предложения отделяются, и в основном запятыми.
 
Рассмотрим пример (грамматические основы выделены), сопоставляя интонационные паузы и знаки препинания:
 
(1) Небо заволокло тучами/, (2) и, наверное/, сейчас начнется дождь/, (3) но дождя нет/, (4) а есть духота/, сжимающая горло/, и полное отсутствие ветра.
 
Первый союз и соединяет два предложения, перед ним запятая на месте интонационной паузы. Интонационная пауза после слова наверное - это вводное слово (мы произнесём его с интонацией водности), но оно стоит после союза и, значит, там надо поставить запятую, хотя интонационной паузы нет.
 
Второе и третье предложения соединены противительным союзом но, перед которым стоит запятая на месте интонационной паузы.
 
Третье и четвертое предложения соединены противительным союзом а - перед ним запятая и интонационная пауза.
 
В четвертом предложении однородные подлежащие (одинаковая грамматическая форма существительных) соединены союзом и, однако интонационные паузы на месте обособления причастного оборота (видим суффикс причастия и определяем границы оборота), поэтому на месте закрытия оборота перед союзом и запятая.
 
Вместо запятой между частями сложносочиненного предложения может стоять точка с запятой как факультативный знак препинания, если эти части делятся на четкие логические отрезки или значительно распространены, например:
 
У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Л. Толстой)
 
Между частями сложносочиненного предложения ставится тире как авторский знак, если вторая часть заключает в себе:
 
а) результат: По дубу перейдем ручей - и мы на болоте. (М. Пришвин);
 
б) резкое противопоставление: Спроси - и не скажу. (М. Пришвин);
 
в) неожиданное присоединение к первой части: Не было видно окон четвертого этажа, моргнуло - и вдруг показалось. Еще раз моргнуло - и за решеткой явилось бледное пятно. (М. Пришвин)
 
Обратите внимание, что динамика высказываний помимо тире подчеркивается и односоставными предложениями.
 
Задания. 1. Прочитайте сложносочиненное предложение. Затем переделайте его так, чтобы получилось простое с однородными членами. Затем переделайте так, чтобы вместо второй грамматической основы стоял деепричастный оборот. Запишите все три варианта. Подчеркните грамматические основы. Проанализируйте оттенки смысла высказываний.
 
Образец: Море бушует, и вздымаются огромные валы. Море бушует и вздымает огромные валы. Море бушует, вздымая огромные валы.
 
1. Плуг врезается в землю, и тяжелые пласты медленно переворачиваются. 2. Сверкнул луч солнца, и все вокруг преобразилось. 3. Ребята пришли на стадион, и началась тренировка. 4. Актив класса сумел наладить работу с отстающими учениками, и успеваемость значительно повысилась.
 
2. Прочитайте сложносочиненные предложения, обе грамматические основы которых двусоставны. Переделайте предложения по вашему усмотрению так, чтобы одна из частей была односоставной. Запишите оба предложения. Подчеркните грамматические основы. Проанализируйте оттенки смысла.
 
Образец: Из дома регулярно приходили письма, и мы были спокойны. Из дома регулярно писали, и мы были спокойны. Или: Из дома регулярно приходили письма, и нам было спокойно.
 
1. Ранним утром авангард был отрезан, и только после тяжелого боя он присоединился к основной части. 2. Было знойное летнее утро, и пахла резеда. 3. Машу очень ценили на работе, и она без труда устроила меня в ту же лабораторию. 4. Начинался рассвет, и мы должны были идти на рыбалку.
 
II. Лексико-грамматические условия для отсутствия запятой в сложносочиненном предложении
 
Части (грамматические основы) сложносочиненного предложения могут иметь общий лексико-грамматический компонент, дающий возможность воспринимать заключенные в каждом простом предложении события как происходящие одновременно, или в одном месте, или при одном условии. В этом случае запятая при неповторяющихся союзах и, да (в значении и), или, либо на месте соединения простых предложений не ставится.
 
Части сложносочиненного предложения могут объединять следующие лексико-грамматические компоненты.
 
1. Общий второстепенный член, например:
 
Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края. (М. Пришвин)
 
Второстепенный член обстоятельство, стоящий в начале всего предложения, логический и грамматический распространитель высказывания в целом, детерминант (такая роль обстоятельства исследуется в пособии в теме о порядке слов). Доказательство тому одинаковый вопрос, который можно поставить к обстоятельству одновременно от обеих грамматических основ сложносочиненного предложения: солнце лучилось и радуга раскидывалась (где?, сквозь что?) сквозь дождь. Обратите также внимание на отсутствие паузы перед союзом и.
 
Задание. В сложносочиненном предложении части могут соединяться последовательно и быть связаны логическими отношениями причины и следствия, в этом случае обстоятельство-детерминант распространяет только первую часть, например:
 
В это время послышался звонок, и Катя встала. - Катя встала, потому что послышался звонок.
 
Почему эта последовательность не сохранится в предложении В это время послышался звонок и встала Катя? Обоснуйте ответ.
 
2. Общее придаточное предложение (или заменяющее его бессоюзное):
 
Звезды уже начинали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика на Васильевском. (И. Тургенев)
 
Задание. Докажите, что грамматическая основа выделенного придаточного предложения зависит сразу от обеих грамматических основ сложносочиненного предложения. Проанализируйте местонахождение придаточной части. Совпадает ли вопрос к придаточному предложению с союзом, которым оно присоединяется? Обратите внимание, что это придаточное соотносится и по вопросу, и по логике с обстоятельством времени.
 
3. Общее вводное слово, например:
 
Словом, время уже истекло и пора было уходить.
 
Задание. Как известно, к вводному слову нельзя поставить вопрос ни от какого члена предложения. Проанализируйте этот пример с точки зрения логической принадлежности вводного слова сразу двум простым предложениям в составе сложного. Есть ли пауза перед союзом и?
 
4. Одинаковые грамматические формы подлежащих или сказуемых в частях, представляющих собой два назывных или два безличных предложения:
 
1) Хриплый стон и скрежет ярый! (А. Пушкин)

2) С деревьев капало и в воздухе веяло весной.

5. Объединяющая интонация, если части сложносочинённого предложения представляют собой вопросительные или восклицательные предложения:

 
Когда обед и что будут подавать? - Общая вопросительная интонация.
 
Высоко небо и прекрасна земля под ним! - Общая восклицательная интонация.
 
Теперь, ориентируясь на алгоритм решения пунктуационной задачи и используя материал данного параграфа, объясните знаки препинания в предложении, сопоставляя их с интонационными паузами:
 
Кое-где белел парус/ да чайки,/ плавно махая крыльями,/ опускаясь на воду,/ едва касались ее и кругами поднимались опять вверх,/ а над садами высоко и медленно плавал коршун.
 
Задание. Прочитайте парные сложносочиненные предложения, где не расставлены знаки препинания. В одном из этих предложений второстепенный член, стоящий вначале, общий для обеих грамматических основ. В другом этот второстепенный член принадлежит только одной части сложного предложения. При чтении обратите внимание на интонацию, смысловые нюансы фразы, затем проанализируйте структуру предложений. Перепишите, расставляя знаки препинания.
 
1. К вечеру похолодало и лужи подернулись льдом. К вечеру обещали похолодание и мы заторопились домой. 2. В огороде поспели огурцы и Маша ела их прямо с грядки. В огороде поспели огурцы и покраснели ранние сорта помидоров. 3. На площади шел митинг и звучали горячие слова ораторов. На площади шел митинг и я поспешил туда. 4. В сумерках на небе начали появляться первые звезды и зажглись огни в окнах домов. В сумерках на небе начали появляться первые звезды и в окнах домов в это время зажглись огни.
 
Задание. Где на месте пропуска ставится запятая?
 
1)    Барышни в пестрых и лёгких платьях _ и мужчины во фланелевых костюмах и мягкой обуви быстро проходили мимо Зинаиды.
 
2)    Одни кузнечики таинственно шептались в густой траве _ да стрекозы, шурша крылышками, пролетали мимо.
 
3)    В кустах вдруг возник рев _ и показалась огромная морда медведя.
 
4)    Я люблю собирать _ и грибы, и ягоды, и лесные лекарственные травы.
 
Ответ: 2.
 
Задание. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
 
1)    Напротив в домике, построенном на манер готической башни, помещалось посольство крохотной державы.
 
2)    К реке вела узкая крутая лестница, и, спускаясь, я подал руку своей спутнице.
 
3)    Он прошелся по комнате, насвистывая какую-то мелодию, и остановившись рядом со мной, замолчал.
 
4)    Грачи закричали за рекой, и повсюду: в кустах и траве - запели птицы.
 
Ответ: 3.
Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Речь пойдет о сложноподчиненном предложении.
 
Урок 33. Сложноподчиненное предложение. Сопоставление придаточных предложений и второстепенных членов предложения. Место придаточной части по отношению к главной. Предложение с несколькими придаточными частями. Параллельные (неоднородные) и однородные (соподчиненные) придаточные при одной главной части
 
I. Сложноподчиненным называется предложение, части которого грамматически неравноправны и соединены при помощи подчинительных союзов что, чтобы, как, так как, будто, если… то и др. или союзных слов который, когда, куда, почему, сколько и др. (посмотрите урок о подчинительной связи, союзах и союзных словах). По подчинительным союзам и союзным словам сразу можно увидеть сложноподчиненное предложение.
 
Задание. Посмотрите материал о подчинительных союзах и союзных словах и о том, как их отличить в предложении. Прочитайте предложения с соответствующей интонацией и определите, союзом или союзным словом присоединяется придаточная часть к главной.
 
1. Я знал, сколько мужества проявила эта женщина в минуту опасности. 2. Никто не догадался, куда ушли ребята. 3. В небольшой комнате, куда я вошел, было темно. 4. Мне казалось, что небо стало темнеть. 5. Я знаю, что сказать. 6. Витя - человек, который не подведет. 7. Чем лгать, лучше скажи правду. 8. Ты знаешь, чем заплатить долг.
 
Часть предложения, грамматически подчиняющая другую, называется главной (главным предложением), подчиненная часть предложения называется придаточной (придаточным предложением). Найдите ту и другую в примерах задания.
 
Поскольку части сложноподчиненного предложения связаны подчинительной связью, то логические и грамматические отношения между ними строятся как отношения главных и второстепенных членов простого предложения. Соответственно, все придаточные предложения можно выделить в три большие группы по типу трех второстепенных членов - определения, дополнения и обстоятельства.
 
1. Придаточные определительные, к которым от главной части, а именно от слова-предмета, можно поставить вопрос какой? в соответствующей грамматической форме, как к определениям. Например:
 
Большими шагами направился я к дому, где жила Ася. (И. Тургенев) - К дому какому? где жила Ася
 
Задание. Обратите внимание, что в данном примере вопрос от главного предложения не совпадает с союзом, которым присоединяется придаточное. Каким союзом можно заменить союз где, чтобы безошибочно узнать придаточное определительное?
 
2. Придаточные изъяснительные, к которым от главной части, а именно от сказуемого или члена предложения, выраженного частью речи, способной к управлению, можно поставить вопросы косвенных падежей, как к дополнениям. Например:
 
Что ты такое говоришь, я никак не пойму. - Не пойму что? что ты говоришь
 
Задание. С помощью союза или союзного слова присоединяется придаточное?
 
3. Придаточные обстоятельственные, к которым от главной части, а именно от сказуемого, указательных слов, дополнения или обстоятельства, можно поставить вопрос как к одному из видов обстоятельств. Например:
 
Там, где ранее было устье реки, тропа взбирается на гору. (В. Арсеньев)
 
Задание. Прочитайте предложения (союзы и союзные слова выделены). Поставьте от главной части вопросы к придаточной и сопоставьте тип придаточного предложения и обстоятельство, с которым оно соотносится (посмотрите значения обстоятельств в соответствующем уроке). Все ли придаточные соответствуют обстоятельствам? Обратите внимание, что союз или союзное слово могут не совпадать с вопросом; главное в определении вида придаточного - вопрос, на который оно отвечает.
 
1) (времени) Нам не придет на память гневное, острое, меткое словцо, пока мы по-настоящему не разгневаемся. (С. Маршак)
 
2) (места) Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, поднялся орел. (М. Пришвин)
 
3) (образа действия) Обо всем он говорил по-своему и так, что это запоминалось на всю жизнь. (К. Паустовский)
 
4) (меры или степени) Иногда я чувствую в душе такое мстительное чувство, что даже боюсь за себя. (А. Фадеев)
 
5) (сравнительное) На дворе гнулась и трепалась акация, как будто сердитый ветер трепал ее за волосы. (А. К. Толстой)
 
6) (цели) Я старался казаться веселым и равнодушным, дабы не подать никакого подозрения и избегнуть докучливых вопросов. (А. Пушкин)
 
7) (причины) Оттого что гроза прошла стороной, Саше не было страшно.
 
8) (уступительное) Хотя гроза прошла стороной, Саше было страшно.
 
9) (условное) Саше не будет страшно, если гроза пройдет стороной.
 
10) (следствия) Саша оделся тепло, так что мороз ему нипочем.
 
4. Придаточные присоединительные, когда придаточная часть содержит дополнительные добавочные замечания, относящиеся к содержанию главной части. В этом случае к придаточному предложению нельзя поставить вопрос, например:
 
Алексей почувствовал во всем своем слабом теле возбуждающий холодок, что всегда бывало с ним в минуту опасности. (Б. Полевой) - Здесь связь между главной и придаточной частями ослаблена, поскольку главное предложение лексически и грамматически завершено. (Ср. Алексей почувствовал во всем своем слабом теле возбуждающий холодок. Это всегда бывало с ним в минуту опасности.)
 
Как видно из всех приведенных примеров, придаточное предложение может занимать место перед главным, после главного и внутри него. В соответствии с основным пунктуационным правилом главная и придаточная части отделены запятыми.
 
В предлагаемом пособии подробно разобраны все виды придаточных частей.
 
II. В сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных частей. В сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными частями - двумя и более - придаточные присоединяются двумя способами:
 
1) все придаточные предложения присоединяются непосредственно к главному предложению;
 
2) первое придаточное присоединяется к главному, второе - к первому придаточному, третье - ко второму придаточному и т. д.
 
Сегодня речь пойдет о придаточных, которые присоединяются непосредственно к главному предложению. Они подразделяются на а) неоднородные (параллельные) и б) однородные (соподчиненные) придаточные.
 
1. При параллельном (неоднородном) подчинении разные члены предложения в главной части сложноподчиненного предложения распространяются своими придаточными частями, например:
 
У него была мать, которую он страстно любил, и сестра, которую надо было вывести в люди. (В. Короленко) - В главной части этого сложноподчиненного предложения от однородных подлежащих мать и сестра в свою очередь зависят придаточные определительные.
 
2. Однородные (соподчиненные) придаточные предложения сопоставимы с однородными членами предложения. Они имеют одинаковое лексико-грамматическое значение (характер грамматических основ может быть разный), отвечают на один вопрос от слова в главной части и произносятся с перечислительной интонацией. И знаки препинания при таких однородных придаточных ставятся так же, как в предложениях с однородными членами: учитывается, соединяются придаточные части сочинительными союзами или не соединяются, повторяется сочинительный союз или не повторяется.
 
Рассмотрим примеры (следите за интонацией; союзы выделены).
 
1) Кутузов писал, что русские не отступили ни на шаг, что французы потеряли гораздо больше нашего, что он доносит с поля сражения, не успев еще собрать последних сведений. (Л. Толстой) - При главном предложении три однородных придаточных изъяснительных. Каждое из них отвечает на один вопрос от сказуемого в главной части писал (о чем?), присоединяется с помощью союза что, все они связаны интонацией перечисления. Между придаточными предложениями ставится запятая. Обратите также внимание, что следование однородных придаточных с повторяющимся союзом, делает фразу ритмичной.
 
2) Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением. (А. Пушкин) - При главном односоставном безличном предложении два однородных придаточных изъяснительных. Каждое из них отвечает на один вопрос от главной части: очевидно было (что?), что Савельич был прав и что я напрасно оскорбил его. Оба однородных придаточных присоединяются к главному при помощи союза что, а между собой связаны одиночным союзом и, перед которым запятая не ставится.
 
3) Яков встал рано утром, когда солнце еще не палило так жарко и с моря веяло бодрой свежестью. (М. Горький) - При главном предложении два однородных придаточных времени. Каждое из них отвечает на один вопрос от сказуемого в главной части встал (когда?) когда солнце не палило и (когда?) с моря веяло свежестью. Во втором придаточном перед союзом и опущен союз когда, который восстанавливается из контекста. Придаточные связаны одиночным союзом и, перед которым не ставится запятая.
 
4) Я люблю море и когда оно ласково плещется у ног, и когда на нем грозно вздымаются волны. - При главном предложении два однородных придаточных времени. Каждое из них отвечает на один вопрос от сказуемого в главной части люблю (когда?) и присоединяется к главному при помощи двух союзов и когда. При этом союз и повторяющийся, поэтому перед вторым союзом стоит запятая.
 
Примечание. Если однородные придаточные распространены и внутри этих предложений уже есть запятые, то в качестве факультативного знака препинания они могут отделяться друг от друга точкой с запятой, например:
 
Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния; когда еще дневной свет путается, неразрывно сцепившись с ночным. (М. Шолохов)
 
При решении пунктуационной задачи в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными необходимо пользоваться уже известным вам алгоритмом, представленном в пособии.
 
Возьмем предложение без знаков препинания, но с интонационными паузами и выделенными союзами:
 
Но надо было видеть Чехова в иные минуты/ увы/ столь редкие в последние годы/ когда им овладевало веселье/ и когда он быстрым движением руки сбрасывал пенсне/ и покачиваясь взад и вперёд на кресле/ разражался милым/ искренним/ глубоким смехом. (А. Куприн)
 
Сразу обращаем внимание на подчинительные союзы (в данном случае союзные слова), указывающие на придаточные части. Перед первым когда на месте интонационной паузы смело ставим запятую.
 
Находим грамматические основы (в данном случае дело осложняется безличным главным предложением и инверсией в первом придаточном).
 
Разбираем, что соединяют три союза и. Первый стоит перед союзным словом когда, что указывает на однородные придаточные, значит, запятая не нужна, хотя интонационная пауза есть. Второй союз и соединяет однородные сказуемые во втором придаточном (узнаем их по одинаковой грамматической форме), он одиночный, значит, перед ним тоже запятая не нужна, хоть интонационная пауза присутствует. Третий союз входит в состав неделимого выражения взад и вперед.
 
Видим интонируемое в речи слово увы - это междометие, оно выделяется запятыми.
 
Переходим ко второму придаточному, где много интонационных пауз. Всегда помним о суффиксах причастий и деепричастий. Разбирая предложение по членам, видим, что деепричастный оборот открывается после союза и, а закрывается перед вторым сказуемым, - ставим запятые на месте обособления деепричастного оборота.
 
В этом же предложении интонационные паузы при перечислении определений. Это градация, значит, определения однородны и отделяются запятыми.
 
В результате получаем:
 
Но надо было видеть Чехова в иные минуты, увы, столь редкие в последние годы, когда им овладевало веселье и когда он быстрым движением руки сбрасывал пенсне и, покачиваясь взад и вперед на кресле, разражался милым, искренним, глубоким смехом.
 
Безусловно, бывают предложения с комбинацией однородных и неоднородных придаточных частей.
 
Задание. Прочитайте предложение (главная часть выделена). Определите виды придаточных. Сопоставьте знаки препинания, интонацию фразы и причинно-следственные связи, которые она отражает.
 
Теперь, когда вблизи говорили люди и светились окна, ему уже не было страшно, хотя гром трещал по-прежнему и молния полосовала все небо. (А. Чехов)
 
Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Мы завершим разговор о сложноподчиненном предложении и поговорим о сложносочиненном предложении с подчинением.
 
Урок 34. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными частями (окончание). Последовательное подчинение. Предложения с комбинацией различных видов придаточных частей. Сочетание союзов разных придаточных частей. Сложносочиненное предложение с подчинением. Сложные синтаксические конструкции. Лексико-грамматические блоки. Учимся создавать высказывания
 
Ко второму виду сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные части образуют цепь присоединений: первое (придаточное 1-й степени) относится к главному предложению, второе (придаточное 2-й степени) - к первому придаточному, то есть первое придаточное становится главным для второго придаточного, и т. д. Такая связь придаточных предложений называется цепной, или последовательным подчинением. Знаки препинания в этом случае ставятся так, как в предложении с одной придаточной частью, например:
 
Была ночь, когда я вышел на улицу из дома, где в кругу близких читал свой рассказ. (И. Тургенев) - К главному предложению присоединяется придаточное 1-й степени времени, далее к этому придаточному присоединяется придаточное 2-й степени определительное.
 
Доказательством сложности лексико-грамматических связей при последовательном подчинении может служить ситуация, когда одно придаточное предложение находится внутри другого - в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза или союзных слова что если, что когда, так что хотя и т.д. Сочетающиеся союзы и союзные слова разделяются или не разделяются запятой в зависимости от контекстуальных условий - возможности или невозможности изъятия одной придаточной части из другой без нарушения грамматической и смысловой структуры предложения.
 
Запятая на стыке подчинительных союзов ставится, если одно придаточное (2-й степени) извлекается из другого придаточного (1-й) степени, не нарушая его структуры, например:
 
Петя знал, что, если он собьется с дороги, может заблудиться. - От главной части зависит придаточное 1-й степени изъяснительное: знал (что?) что может заблудиться; а от этого придаточного зависит придаточное 2-й степени условное: может заблудиться (при каком условии?) если он собьется с дороги. Это придаточное условное можно изъять, не разрушив структуру изъяснительного: Петя знал, что может заблудиться.
 
Запятая на стыке подчинительных союзов не ставится, если изъятие придаточного 2-й степени разрушает структуру придаточного 1-й степени. Это случается тогда, когда подчинительный союз придаточного 1-й степени что имеет вторую часть то или так. Например:
 
Петя знал, что если он собьется с дороги, то может заблудиться. - В этом предложении грамматическая зависимость главной и придаточных частей такая же, как и в предыдущем, однако условное придаточное невозможно изъять из изъяснительного, не разрушив его смысла: нельзя сказать Петя знал, что то может заблудиться.
 
Обратите внимание на отсутствие в обоих случаях интонационной паузы на стыке союзов.
 
Задание Прочитайте предложения из произведений И. Ильфа и Е. Петрова. Проследите развитие авторской мысли в пределах одного предложения. Проанализируйте структуру предложений и выясните, что - члены предложения или грамматические основы - соединяет союз и. Проверьте, совпадают ли знаки препинания со смысловыми акцентами, и оцените стройность фраз.
 
1. На рассвете, когда страх немного уменьшился, Остап выбрал местечко, поблизости которого не было ни стен, которые могли бы обвалиться, ни людей, которые могли бы помешать, и приступил к вскрытию стула.
 
2. Швейцар в фуражке с зигзагом сообщил Бендеру, что товарищ Скумбриевич минуту тому назад здесь был и только что уехал купаться на Комендантский пляж, что давало ему, как он говорил, зарядку бодрости.
 
3. Надо ли удивляться тому, что распаленный всем происшедшим Остап не стал медлить и полез за Скумбриевичем в воду, нисколько не смущаясь тем, что важный разговор о нечистых акционерных делах придется вести в Черном море.
 
В русском языке есть масса примеров, когда сложные предложения являют собой комбинацию сочинительной и подчинительной связи (и бессоюзной, о чем разговор ниже). При этом надо иметь в виду, что основная грамматическая связь в таких конструкциях - сочинительная, поскольку с ее помощью соединены равноправные предложения или грамматические основы. И уже внутри частей, соединенных сочинительными союзами, могут находиться распространители - придаточные части, поэтому все предложение получило название сложносочиненного с подчинением. (Прежде мы сталкивались со сложносочиненным предложением, части которого имели общее придаточное.)
 
Задание. Проанализируем, как строит высказывания рецензент в сочинении-рецензии в попытке обосновать идею авторского текста. Перед нами конец одного абзаца и начало другого.
 
Искандер вспоминает, что еще в детстве, слушая "Капитанскую дочку", "чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги", и уже тогда у него возникла мысль, что только любовь может быть причиной таких отношений. "Любовь - главнее всех", - делает вывод автор, и этот вывод есть основная мысль текста.
 
Искандер, очевидно, искал объяснение такому восприятию отношений персонажей, в связи с чем он высказывает предположение, что, "видимо, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича".
 
В первом предложении рецензент говорит о том, как автор текста пришел к своему взгляду на персонажей "Капитанской дочки". Он излагает мысль автора с помощью сложносочиненного предложения: сначала Искандер вспоминает, потом и уже тогда у него возникла мысль. А внутри этих незаконченных частей придаточные предложения, которые, собственно, и раскрывают смысл того, о чем вспоминает Искандер и какая у него возникла мысль. Очень важен и деепричастный оборот в первой части этого сложносочиненного предложения, отсылающий читателя к предмету внимания автора - "Капитанской дочке". А вслед за этим распространенным сложносочиненным предложением с подчинением идет достаточно лаконичное, скупо распространенное сложносочиненное предложение, которое как бы подводит черту, формулируя вывод и одновременно основную мысль исследуемого рецензентом текста. Обратите внимание на вторую часть: связка есть делает высказывание строгим, приближая к научному стилю, а "новое" - основная мысль авторского текста - отнесено в конец предложения и принимает на себя логическое ударение.
 
Попытайтесь, взяв за образец предыдущий анализ, проанализировать развитие мысли рецензента в следующем предложении, составляющим абзац. Как связаны концовка предыдущего абзаца и начало следующего? К чему относятся слова такому восприятию? Какому союзу синонимичен составной союз в связи с чем? Как придаточная часть распространяет главную? Какую роль играют вводные слова?
 
При решении пунктуационной задачи в сложносочинённом предложении с подчинением, используйте уже известный алгоритм.
 
Задание. Объясните все знаки препинания в исследуемом отрывке из рецензии.
 
В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы. Решать пунктуационную задачу в этом случае надо, руководствуясь принципом, изложенным выше: выяснить, изымается или не изымается придаточная часть без нарушения смысла предложения. Если придаточную часть можно изъять без нарушения смысла предложения, то запятая между сочинительным и подчинительным союзом ставится. Если же такую операцию произвести нельзя, то запятая при аналогичной позиции союзов не ставится. В этом случае обязательно будет присутствовать вторая часть подчинительного союза то или так. Рассмотрим примеры:
 
1) Я сегодня отправилась в лес пораньше, и, когда солнце поднялось высоко, у меня в корзинке уже набралось десятка два белых грибов. - Две грамматические основы соединены сочинительной связью, а внутри второго предложения есть придаточное времени: набралось (когда?) когда солнце поднялось. Эту придаточную часть можно убрать из предложения, не разрушив смысла высказывания: Я сегодня отправилась в лес пораньше, и у меня в корзинке уже набралось десятка два белых грибов. Поэтому между сочинительным и подчинительным союзом стоит запятая.
 
2) Я сегодня отправилась в лес пораньше, и когда солнце поднялось высоко, то у меня в корзинке уже набралось десятка два белых грибов. - Смысл высказывания не изменился, но между сочинительным и подчинительным союзом нет запятой, поскольку из-за второй части подчинительного союза то придаточную часть невозможно убрать из предложения, не разрушив структуру и смысл высказывания: нельзя сказать "Я сегодня отправилась в лес пораньше и то у меня в корзинке набралось десятка два белых грибов".
 
В арсенале русского языка есть, однако, и более сложные случаи. Они так и называются - сложные синтаксические конструкции. Главное, что отличает сложную синтаксическую конструкцию от сложносочиненного предложения с подчинением, - наличие по крайней мере двух, а то и более лексико-грамматических блоков, представляющих собой некоторую завершенную мысль. Лексико-грамматические блоки, естественно, связаны между собой сочинительной связью (или бессоюзной), поскольку в рамках сложного синтаксического целого выступают как равноправные единицы, а на месте их соединения перед сочинительным союзом можно поставить точку как знак, завершающий мысль. Внутри же лексико-грамматического блока могут быть и подчинение, и обособление, и однородные члены. Рассмотрим пример:
 
Вернувшись домой, Петя решительно и твердо объявил, что если его не пустят, то он убежит, и на другой день, хотя и не совсем еще сдавшись, граф Илья Андреич поехал узнавать, как бы пристроить Петю куда-нибудь побезопаснее. (Л. Толстой)
 
Задание. Исходя из смысловой законченности частей, решите, в каком месте внутри предложения можно было бы поставить точку.
 
Наверняка вы сделали интонационную паузу и поставили точку, то есть закончили мысль, перед вторым союзом и, где и проходит граница лексико-грамматических блоков. На примере этого предложения хорошо видны признаки лексико-грамматического блока:
 
а) при сохранении действующего лица-1 (Петя) в предложениях, соединенных союзом и, заключена разная законченная информация;
 
б) законченность информации выражается и в синтаксическом строе: предложения лексически и грамматически завершены;
 
в) предложения связаны между собой логической связью (в данном случае цепной): в первом предложении действующее лицо-1 подлежащее, производитель действия, и это действие завершено. Во втором предложении появляется действующее лицо-2 (Илья Андреич), которое становится подлежащим, совершающим действие, а действующее лицо-1 превращается в дополнение;
 
г) в целом лексико-грамматический блок представляет собой мини-текст с типом речи (в данном случае повествованием) и выстроенной текстовой структурой: завязкой, развитием мысли и развязкой.
 
Задания. 1. Объясните отсутствие запятой между двумя подчинительными союзами что если в первом сложном предложении лексико-грамматического блока.
 
2. Прочитайте предложения, представляющие собой своеобразную лестницу снизу вверх - от простого к сложносочиненному с подчинением. Выделите в каждом предложении грамматическую основу и элементы, соединенные союзом и. Проследите развитие авторской мысли. Сопоставьте интонацию высказываний и знаки препинания. Не переписывая, составьте схемы предложений.
 
1. Каштанка, вскочив, присела на все четыре лапы и, протягивая к коту морду, залилась громким лаем. (Ч.)
 
2. Лошадь круто остановилась у самого костра, и, уцепившись за гриву, проворно спрыгнул с нее Павлуша. (Т.)
 
3. Потом она вытерла лицо концом платка, и там, где по щекам пробежали слезы, на коже остались светлые бороздки. (Пол.)
 
4. Я не мог поверить, что Пушкин бывал в этих местах и что я могу находиться там, где бывал он. (Пауст.)
 
5. Слезы у него были на глазах, когда он сказал это, и рука, которую он протянул Володе, бывшему в это время в другом конце комнаты, немного дрожала. (Л. Т.)
 
6. Он [Петя] был очень счастлив тем, что он видел и испытал в армии, но вместе с тем ему все казалось, что там, где его нет, там-то теперь и совершается самое настоящее геройство, и он торопился поспеть туда, где его не было. (Л. Т.)
 
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой, сверьтесь с ответом и проанализируйте его.
 
1) Мы хотели тотчас идти вверх по реке, но Аня расстелила на столе скатерть, достала провизию и сказала, что пока мы не поедим, она нас никуда не пустит.
 
2) Солнце еще не взошло и вокруг было темно, как перед ужином, и мама не зажигала свет, чтобы не налетели комары, и только на востоке небо раскалилось докрасна.
 
3) Собака была уже немолода, и чутье у нее ослабело, так что случалось, лисий след она принимала за собачий и иногда даже, обманутая чутьем, сбивалась с дороги.
 
4) Захар усмехнулся во все лицо, так что усмешка охватила даже брови и бакенбарды, которые от этого раздвинулись в стороны, и по всему лицу до самого лба расплылось красное пятно.
 
Ответ: 1.

 

Назад

 

 

 

На главную