Электронная библиотека
Биография Северянин Игорь
СЕВЕРЯНИН, ИГОРЬ (1887–1941), настоящие имя и фамилия Игорь Васильевич
Лотарев, русский поэт. Родился 4 (16) мая 1887 в Петербурге в семье
офицера. Из-за сложных отношений между родителями провел отрочество в
Сойволе близ г. Череповца Новгородской губ., где находилась усадьба
дяди. Учился в Череповецком реальном училище, затем уехал на Дальний
Восток, где его отец получил место коммерческого агента. Жизнь на
Дальнем Востоке в годы русско-японской войны способствовала тому, что
среди любовной лирики, которую начал писать Северянин, появились стихи
на патриотические темы. Стихотворение Гибель Рюрика было опубликовано в
журнале «Слово и Дело» (1905).
К 1913, согласно его собственной анкетной записи, Северянин
издал 35 стихотворных книг, каждая из которых состояла из двух страниц. В
ранних стихах ощутимо влияние поэтов К.Фофанова и М.Лохвицкой. В
отличие от многих поэтов Серебряного века, Северянин избежал влияния
символистов. В 1911 организовал в Петербурге литературную группу
«Ассоциация эгофутуристов», в которую вошли И.Игнатьев, К.Олимпов,
В.Гнедов, Г.Иванов и др. Программа эгофутуристов, сформулированная
Северяниным, предусматривала самоутверждение личности, поиски нового без
отвергания старого, смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы,
осмысленные неологизмы и т.п. Сам Северянин создал множество поэтических
неологизмов: безгрезье, чернобровье, лесофея, ветропросвист,
лилиебатистовая и др. Впоследствии В.Маяковский признавал, что многому
научился у него в сфере словотворчества. Вскоре Северянин расстался с
эгофутуристами, на некоторое время примкнул к кубофутуристам, но и этот
союз длился недолго.
В 1913 Северянин издал в московском издательстве «Гриф» свою
первую большую книгу стихов Громокипящий кубок, с предисловием
Ф.Сологуба. Строфа стихотворения Ф.Тютчева дала название сборнику. В
первой части сборника, Сирень моей весны, детская чистота и
непосредственность чувств сочеталась с манерным эстетизмом. Вторая
часть, Мороженое из сирени, была посвящена теме вмешательства
цивилизации в мир естественных человеческих отношений. Персонажами
стихотворений этой части сборника были «грезэрки», «эксцессерки»,
«экстазеры» и другие обитатели вывернутого наизнанку современного мира. В
третьей части, За струнной изгородью лиры, поэт обретал идеал в
искусстве и облагороженной человеком природе. Об этом свидетельствуют
названия стихов – Врубель, На смерть Фофанова, Коктебель и др. Северянин
утверждал в стихах мысль о том, что мир спасется благодаря красоте и
поэзии. Четвертая часть сборника – поэтический манифест эгофутуризма. «Я
царь страны несуществующей», – сказал Северянин в этой части
Громокипящего кубка. В его поэзии прекрасная несуществующая страна
называлась Миррэлия (в честь Мирры Лохвицкой). Выход Громокипящего кубка
сделал Северянина кумиром читающей публики. В течение двух лет книга
выдержала семь изданий. Северянин сознательно культивировал свой образ
изысканного поэта-кумира. Он появлялся на поэтических вечерах с
орихедеей в петлице, называл свои стихи «поэзами», читал в напевном
ритме, отвечавшем их ярко выраженной музыкальности. «Поэт и его слава» –
эта тема заняла важное место в творчестве Северянина. Ему принадлежат
знаменитые строки: «Я, гений Игорь Северянин, / Своей победой упоен: / Я
повсеградно оэкранен! / Я повсесердно утвержден!» Однако лирический
герой поэз Северянина существенно отличался от самого поэта. Его близкий
друг Г.Шенгели вспоминал: «Игорь обладал самым демоническим умом, какой
я только встречал... Игорь каждого видел насквозь, непостижимым чутьем,
толстовской хваткой проникал в душу, и всегда чувствовал себя умнее
собеседника...». Северянин утверждал право поэта быть аполитичным и
писать так, как это ему свойственно, вне зависимости от общественных
событий. В разгар Первой мировой войны выпустил сборник Ананасы в
шампанском (1915), образный строй которого соответствовал названию.
После Октябрьской революции Северянин поселился в Эстонии. Жил в
уединении в рыбачьем поселке Тойла. Ему удалось издать несколько
поэтических книг, в числе которых Падучая стремнина. Роман в стихах
(1922), Соловей (1923) и др. В стихотворении Классические розы (1925)
Северянин пророчески написал: «Как хороши, как свежи будут розы, / Моей
страной мне брошенные в гроб!» Несмотря на то, что Северянина считали
«буржуазным», в 1918 на вечере в Политехническом музее в Москве он был
назван «королем поэтов», победив Маяковского. Многие его стихи были
положены на музыку и исполнялись А.Вертинским. Умер Северянин в
Таллинне 20 декабря 1941.
Электронная библиотека