Электронная библиотека
Биография Александр Галич
|
|
Александр Галич (наст. фамилия Гинзбург) родился 19 октября 1918 г. в
Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в еврейской интеллигентной семье.
Отец — Арон Самойлович, экономист, мать — Фанни Борисовна Векслер,
работала в консерватории. В 1920-м году семья Галича переехала в
Севастополь. В 1923-м году они переехали в Москву, где поселились в доме
Веневитинова в Кривоколенном переулке. В этом доме когда-то Пушкин
впервые читал свою трагедию «Борис Годунов». После девятого класса Галич
почти одновременно поступил в Литературный институт им. А. М. Горького и
в Оперно-драматическую студию К. Станиславского. Но Литературный
институт бросил. Через три года Галич оставил и Оперно-драматическую
студию. Он перешёл в Театр-студию А. Арбузова и В. Плучека (1939). В
феврале 1940-го года студия дебютировала спектаклем «Город на заре»,
авторство которого было коллективным. Одним из авторов пьесы стал Галич.
Это был его дебют в драматургии. Когда началась война, Галича призвали в
армию. Но медицинская комиссия обнаружила у него врождённый порок
сердца и освободила от службы. Галич устроился в геологоразведочную
партию и отправился на юг. На юге, в Грозном, он попадает в театр, в
котом работает до декабря 1941-го года. Отсюда Галич уезжает в Ташкент,
где Арбузов начал формировать театральную группу из своих бывших
студийцев. В ранний период своего творчества Галич написал несколько
пьес для театра — «Вас вызывает Таймыр» (в соавторстве с К. Исаевым),
«Пути, которые мы выбираем», «Под счастливой звездой», «Походный марш»,
«За час до рассвета», «Пароход зовут „Орлёнок“», «Много ли человеку
надо», а также сценарии фильмов «Верные друзья» (совместно с К.
Исаевым), «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Третья молодость»,
«Бегущая по волнам».
С конца 1950-х Галич начинает сочинять
песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре.
Отталкиваясь в какой-то мере от романсовой традиции и искусства А. Н.
Вертинского, Галич стал одним из самых ярких представителей жанра
русской авторской песни (наряду с В. C. Высоцким и Б. Ш. Окуджавой),
который вскоре развили барды и который с появлением магнитофонов
приобрёл огромную популярность. В этом жанре Галич сформировал свое
направление.
Первые песни — «Леночка» (1959), «Про маляров,
истопника и теорию относительности» и «Закон природы» (обе 1962) —
будучи относительно безобидными в политическом отношении, тем не менее
резко диссонировали с официальной советской эстетикой. Так начался
перелом в творчестве Галича. Перелому в творчестве весьма благополучного
советского литератора способствовала и история с несостоявшейся
премьерой пьесы Галича «Матросская Тишина», написанной для
создававшегося театра «Современник». Уже отрепетированную пьесу
запретили показывать, заявив автору, что он искажённо представляет роль
евреев в Великой отечественной войне. Этот эпизод Галич потом описал в
повести «Генеральная репетиция».
В дальнейшем его песни
становились всё более глубокими и политически острыми, что привело к
конфликту с властью. Галичу было запрещено давать публичные концерты.
Его не печатали, и не позволяли выпустить пластинку. Его собирались
слушать по домам, его песни передавали друг другу в записях. Несмотря на
запреты, он был популярен, известен, любим. Именно это послужило
причиной его последующего исключения из Союза писателей и Союза
кинематографистов[источник?]. В 1969 г. в издательстве «Посев» вышла
книга его песен.
В 1971 г. Галич был исключён из Союза
писателей СССР, членом которого он был с 1955 г. (этому посвящена песня
«От беды моей пустяковой»), а в 1972 г. — из Союза кинематографистов, в
котором состоял с 1958 г. Фактически после этого он был доведён до
состояния нищенства (он — привыкший к достатку и комфорту). Его не
принимали на высокооплачиваемую работу, и он был лишён возможности
заработать себе на хлеб. Первое время Галич продавал редкие книги из
своей библиотеки, потом стал подрабатывать «литературным негром» -
подправлять чужие сценарии. Но денег всё равно не хватало, тем более,
что кормить приходилось не только себя и жену, но и матерей обоих, и
семью своего внебрачного сына Гриши, рождённого в 1967-м году. В 1972-м
году, после третьего инфаркта, Галич получает вторую группу инвалидности
и пенсию в 54 рубля в месяц.
Галич был вынужден
эмигрировать; 22 октября 1974 года постановлением Главлита по
согласованию с ЦК КПСС все его ранее изданные произведения были
запрещены в СССР. Первым его пристанищем за рубежом стала Норвегия,
затем он переехал в Мюнхен, где некоторое время работал на американской
радиостанции «Свобода». Потом Галич поселился в Париже, где погиб 15
декабря 1977 г. от удара электрическим током от радиоаппаратуры.
Существует также версия, что это было убийство, причём версии о том, кто
именно убил Галича, разнятся до противоположности: согласно одним,
Галича убили агенты КГБ, мстившие ему за антисоветскую деятельность;
согласно другим — Галича убили агенты ЦРУ, которые боялись, что Галич,
которого мучала ностальгия, решит вернуться в Советский Союз и этим
существенно подорвёт имидж диссидентского движения. Между тем, парижские
знакомые Галича (Владимир Максимов, Василий Бетаки) заявляли, что
причиной его смерти стал именно несчастный случай:
Я, Василий
Бетаки, пришёл вместе с В. Максимовым, редактором журнала «Континент» в
квартиру Галича минут через 20 после его смерти. В квартире были
пожарники и врач. Врач показал мне и В.Максимову чёрные полосы на руках
от антенны (двурогой) которую Галич стал поправлять, предварительно
воткнув её вилку в гнездо под напряжением, причём он не заметил нужного
гнезда, и чтобы воткнуть антенну, он плоскогубцами сдавил контакты
вилки, и таким образом воткнул вилку в запрещённое для неё гнездо. Таков
был вывод врача-реаниматора. Все прочие утверждения о причине смерти А.
А. Галича, на мой взгляд, являются домыслами.