Электронная библиотека
Биография Окуджава Булат
|
|
ОКУДЖАВА, БУЛАТ ШАЛВОВИЧ (1924–1997), русский поэт, прозаик. Родился 9
мая 1924 в Москве в семье партийных работников, детство провел на
Арбате. Жил с родителями в Нижнем Тагиле до 1937, когда отец был
арестован и расстрелян, а мать отправлена в лагерь, затем в ссылку. В
1942 девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был
минометчиком, пулеметчиком, после ранения – радистом. В 1945 работал в
Тбилиси токарем, окончил десятый класс вечерней школы. В 1946–1950
учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по
окончании которого работал учителем русского языка и литературы в
сельской школе под Калугой, затем в Калуге, где сотрудничал в областных
газетах. В Калуге вышла первая книга Окуджавы, вошедшие в нее стихи и
поэма о Циолковском не включались автором в позднейшие сборники. В 1956
переехал в Москву, работал редактором в издательстве «Молодая гвардия»,
заведовал отделом поэзии в «Литературной газете». Вступив в Союз
писателей в 1962, полностью сосредоточился на творческой работе.
Свою первую песню – Неистов и упрям... – Окуджава сочинил еще
студентом, в 1946, а во второй половине 1950-х годов им были созданы
песни (Полночный троллейбус, Ванька Морозов, Король, До свидания,
мальчики, Песенка про Черного кота и др.), которые сразу приобрели
широкую известность. Песни эти сначала исполнялись автором в дружеских
компаниях, затем публично, магнитофонные записи расходились по всей
стране. Окуджава – один из создателей и признанный патриарх жанра,
получившего позднее название «авторская песня». Сам Окуджава никогда не
видел принципиального различия между своими стихотворениями-песнями и
непесенными стихотворениями, обладал подчеркнуто литературным (и даже
«литературоцентричным») самосознанием, ориентировался в своем творчестве
– как поэтическом, так и прозаическом – на духовную традицию 19 в.
Первое прозаическое произведение Окуджавы – повесть Будь здоров,
школяр! – было опубликовано в 1961 в альманахе «Тарусские страницы».
Как и многие песни Окуджавы, оно было подвергнуто в прессе осуждению за
«пацифизм», отсутствие «героического» пафоса. Независимое гражданское
поведение Окуджавы, его сочувственное отношение к преследуемым властями
коллегам (в частности, подписание писем в защиту А.Д.Синявского и
Ю.М.Даниэля, А.И.Солженицына) создали ему репутацию «неблагонадежного»
писателя. Не будучи по характеру активным политическим борцом, Окуджава
убедительно выразил во многих стихах и песнях чувства и мысли радикально
настроенной интеллигенции, а также, продолжая традицию Ю.Н.Тынянова,
творчески осмыслил конфликт вольнодумца с властью в своей исторической
прозе, к работе над которой приступил с конца 1960-х годов.
В годы «перестройки» популярность Окуджавы сопровождается
официальным признанием, он активно участвует в общественной жизни,
работает в Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ. Ему
присуждается Государственная премия СССР (1991), Букеровская премия
(1994) за автобиографический роман Упраздненный театр. В 1990-е годы
Окуджава пристально следил за происходящими в России событиями,
тревожился за судьбы демократии, осуждал войну в Чечне.
Поэзия Окуджавы восходит к разным и даже разнородным фольклорным
и литературным источникам. Это и творчески преобразованная традиция
городского романса, и некрасовская линия прозаизации стиха, и русский
символизм с его предельной многозначностью ключевых образов, и поэтика
В.Маяковского с ее речевыми сдвигами и акцентным стихом (который
Окуджава трансформирует в напевные ритмы). Окуджаве присуща поэтика
гармонизированного сдвига, когда смелость и парадоксальность приема
становится неощутимой в общем потоке задушевно-доверительной интонации.
Мир Окуджавы одновременно интимен и космичен. Этот эффект
достигается последовательным расширением смысла, которое лежит в основе
лирической композиции. Полночный троллейбус становится кораблем, а
пассажиры – матросами. Синий шарик улетает и возвращается, успев
побывать земным шаром. Арбат предстает целым «отечеством» и даже
«религией». Реальные, земные Вера, Люба и Надя-Наденька превращаются в
символическую триаду Вера – Надежда – Любовь. Индивидуальная поэтическая
фразеология Окуджавы («дежурный по апрелю», «надежды маленький
оркестрик», «возьмемся за руки, друзья» и т.п.) стала частью
общенационального языка.
Окуджаве-прозаику принадлежат романы Глоток свободы (Бедный
Авросимов; 1965–1968), Мерси, или Похождения Шипова. Старинный водевиль
(1969–1970), Путешествие дилетантов (1971–1977), Свидание с Бонапартом
(1983). Прибегая к языковой и образно-предметной стилизации, автор
парадоксально сталкивает судьбы «больших» и «маленьких» людей, все более
проникаясь скептическим взглядом на возможность радикально-волевого
вмешательства личности в историю. В незавершенной семейной хронике
Упраздненный театр (1990–1993) эта мысль развивается как
трезво-критическая оценка большевистского романтизма, развенчание
иллюзорных идеалов «комиссаров в пыльных шлемах». Повести и рассказы
Окуджавы Отдельные неудачи среди сплошных удач (1978), Похождения
секретного баптиста (1984), Искусство кройки и житья (1985), Девушка
моей мечты (1985), Около Риволи, или Капризы фортуны (1991) в высшей
степени автобиографичны, исполнены плодотворной критической рефлексии,
остроумной самоиронии. Таковы же Автобиографические анекдоты,
опубликованные в «Новом мире» (1997, № 1) и ставшие последней
прижизненной прозаической публикацией Окуджавы. Окуджава написал
сценарии кинофильмов Женя, Женечка и «катюша» (1967) в соавторстве с
В.Мотылем и Верность (1965) совместно с Тодоровским, он писал
театральные инсценировки своих прозаических произведений, песни для
театра и кино. Умер Окуджава в Париже 12 мая 1997.
Электронная библиотека